По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ресторан как семейный бизнес: за и против

Семья, клан — это малый круг, постоянная среда обитания, источник стабильности и безопасности, но внутрисемейные разногласия очень часто отражаются на бизнес-решениях в компаниях семейного типа. Ресторан, в котором заняты члены одной семьи,— не редкость. Однако редко, когда заведения такого типа могут похвастаться сплоченной работой.

Компании семейного типа (СТ) нередко подвергаются критике. Основная причина в том, что в таких компаниях на первое место чаще ставятся не цели бизнеса, а отношения между собственниками. Нельзя ругать за срыв плана продаж брата жены, сложно делать замечания юрисконсульту-дядюшке, а уж тем более вступать в прения с финансовым директоромтещей. Поскольку люди связаны не только деловыми отношениями, но и родственными, личными, они понимают, что «никуда друг от друга не денутся». Можно уволиться из компании, но нельзя уволиться из семьи.

Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива», преподаватель Русской школы управления рассматривает плюсы и минусы подобных компаний, а также предлагает свои рекомендации, как не навредить бизнесу и предприятию, к которому причастны члены одной семьи.

Компании семейного типа часто страдают низким уровнем управленческих компетенций. Как правило, все руководящие посты распределяются в соответствии с возрастом и статусом в клане, а это далеко не всегда совпадает с уровнем образованности, профессиональными знаниями и управленческим опытом. Например, должность директора по строительству может занимать человек с базовым гуманитарным образованием на том основании, что он дядя жены. И его основная функция «следить, чтобы не воровали». Он может быть кристально честным и очень ответственным, но отсутствие профессиональных компетенций в строительстве приводит к тому, что он допускает ошибки, которые обходятся компании весьма дорого, а воровства при этом все равно не удается избежать.

Если цель четко осознается и принимается всеми участниками, то ресторан может вполне успешно работать по крайней мере до тех пор, пока это требуется.

Часто компании СТ страдают слишком сложным и «непрозрачным» финансовым учетом. С одной стороны, это объясняется желанием учесть каждую копейку, с другой — желанием ключевых игроков создать ощущение «мутной воды», в которой, как известно, очень удобно плавать. Дело в том, что в компаниях СТ, при всей их приверженности своему клану и семейным ценностям, часто присутствует напряженное, но скрываемое недоверие друг к другу. Все друг за другом следят, как бы один брат не украл и у другого, одна невестка не получила слишком много полномочий, чем другая, и так далее. Встречаются даже примеры, когда собственникиродственники втайне друг от друга используют разнообразные схемы, чтобы вывести из компании деньги.

Для Цитирования:
Наталья Сторожева, Ресторан как семейный бизнес: за и против. Современный ресторан. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: