По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ресторан как семейный бизнес: за и против

Ключевые слова:

Семья, клан — это малый круг, постоянная среда обитания, источник стабильности и безопасности, но внутрисемейные разногласия очень часто отражаются на бизнесрешениях в компаниях семейного типа. Ресторан, в котором заняты члены одной семьи, — не редкость. Однако редко, когда заведения такого типа могут похвастаться сплоченной работой.

генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива», преподаватель Русской школы управления рассматривает плюсы и минусы подобных компаний, а также предлагает свои рекомендации, как не навредить бизнесу и предприятию, к которому причастны члены одной семьи.

Компании семейного типа (СТ) нередко подвергаются критике. Основная причина в том, что в таких компаниях на первое место чаще ставятся не цели бизнеса, а отношения между собственниками. Нельзя ругать за срыв плана продаж брата жены, сложно делать замечания юрисконсульту-дядюшке, а уж тем более вступать в прения с финансовым директоромтещей. Поскольку люди связаны не только деловыми отношениями, но и родственными, личными, они понимают, что «никуда друг от друга не денутся». Можно уволиться из компании, но нельзя уволиться из семьи.

Если цель четко осознается и принимается всеми участниками, то ресторан может вполне успешно работать по крайней мере до тех пор, пока это требуется.

Компании семейного типа часто страдают низким уровнем управленческих компетенций. Как правило, все руководящие посты распределяются в  соответствии с  возрастом и  статусом в  клане, а  это далеко не  всегда совпадает с  уровнем образованности, профессиональными знаниями и  управленческим опытом.

Например, должность директора по  строительству может занимать человек с  базовым гуманитарным образованием на  том основании, что он дядя жены.

И  его основная функция «следить, чтобы не  воровали». Он может быть кристально честным и  очень ответственным, но  отсутствие профессиональных компетенций в  строительстве приводит к тому, что он допускает ошибки, которые обходятся компании весьма дорого, а  воровства при этом все равно не  удается избежать.

Часто компании СТ страдают слишком сложным и  «непрозрачным» финансовым учетом. С  одной стороны, это объясняется желанием учесть каждую копейку, с  другой  — желанием ключевых игроков создать ощущение «мутной воды», в  которой, как известно, очень удобно плавать. Дело в  том, что в компаниях СТ, при всей их приверженности своему клану и  семейным ценностям, часто присутствует напряженное, но  скрываемое недоверие друг к  другу. Все друг за другом следят, как бы один брат не украл и у другого, одна невестка не получила слишком много полномочий, чем другая, и так далее.

Для Цитирования:
Наталья Сторожева, Ресторан как семейный бизнес: за и против. Современный ресторан. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: