По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Религиозные праздники в трудовом законодательстве светской России: границы религиозно-теологического в нормативно-правовом контексте*

Погодина Ирина Владимировна канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой финансового права и таможенной деятельности, Юридический институт Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых (ВлГУ), 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: irinapogodina@mail.ru
Кулакова Ольга Сергеевна юрист компании «ЕгоровКонсалтинг» (г. Владимир), магистрант, Юридический институт Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых (ВлГУ), 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: okulakova19@ mail.ru

В статье обращено внимание на нормативную организацию (закрепление) религиозных праздников. В Трудовом кодексе закреплен лишь один из них — Рождество Христово. Федеральный законодатель передал полномочия по введению религиозных праздников региональной власти, обуславливая такое решение национально-территориальным расположением субъектов. Авторы рассуждают о варианте нормы, предусматривающей празднование важнейших религиозных праздников, существующих в мировых религиях, что отразит культурно-ценностное многообразие страны.

Литература:

1. Тульпе И.А. Религия в системе куль туры // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2018. — № 1. — С. 121–131.

2. Бугаева И.В. Концепт «Праздник» в религиозном дискурсе: лексикографический аспект // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2009. — № 2 (24). — С. 155–159.

3. Смирнов В.А., Закиров Р.Р., Современные культурные традиции и православные аспекты празднования августовских Спа сов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2021. — № 54. — С. 59–66.

4. Забылин М.А., Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. — М.: Русская книга, 1996. — С. 438.

5. Gelb B.D., Longacre T.E., Acknowledging religious diversit y: Oppor tunities and challenges // Business Horizons. 2012; 55, 5: 509–518 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S0007681312000882 (дата обращения: 08.08.2021).

6. Мартынова Е.И. Крещение Киевской Руси как религиозная стратегия формирования культурной идентичности // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 3. — С. 191–194.

7. Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe. Pew Research Center [Электронный ресурс]. — URL: https://w w w.pew forum.org/2017/05/10/ religious-belief-and-national-belonging-incentral-and-eastern-europe (дата обращения: 08.07.2021).

8. Численность и состав населения. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата об ращения: 08.07.2021).

9. Нерабочие (праздничные) дни, установленные в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&ts (дата обращения: 09.07.2021).

10.Шахбанова М.М., Религиозность и культовое поведение дагестанских верующих // Исламоведение. — 2015. — № 3. — С. 85–96; Мухаметшина Н.С., Ислам и мусульмане в региональном сообществе // Известия Самарского научного центра РАН. — 2015. — № 3-2. — С. 604–607.

11.Нурутдинова А.Н. Этничность, религиозность и миграции в современном Татарстане / под ред. Р.Г. Минзарипова, С.А. Ахметовой, Л.Р. Низамовой. — Казань: Казан. ун-т, 2013. — С. 138–165.

12.Нерабочие (праздничные) дни, установленные в субъектах Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&ts (дата обращения: 09.07.2021).

13.Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С., Байгоиакова Г.А., Казакулов Э.Т., Чилбакова А.В. Родовые старейшины в сохранении ритуальных практик: на примере праздников Чага байрам и Эл Ойын (Республика Алтай, Россия) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. — 2015. — № 21. — С. 217–220.

14.Чемчиева А.П. Социальные практики возрождения традиционных праздников (на примере коренных малочисленных на родов Республики Алтай) // Манускрипт. — 2016. — № 12–3 (74). — С. 195–198.

15.Нерабочие (праздничные) дни, установленные в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&ts (дата обращения: 09.07.2021).

16.Маковский А.А. Региональная поли тика в сфере государственно-конфессиональных отношений: правовой аспект // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2016. — № 16. — С. 28–32.

17. Гачева А.Г. «Пасха родилась с чело веком, не оставит его никогда...». Николай Федоров о смысле Пасхи // Соловьевские исследования. — 2020. — № 2 (66). — С. 137–153.

С древности религиозные каноны и устои формировали общественные ценности, закладывали фундамент и высокой культуры, и повседневного быта людей. Религиозная культура с философской, культурологической и религиоведческой позиций представляет собой систему элементов, состоящую из теологических учений, создававших свои идеалы, ценности, взгляды и убеждения человека, ориентированные на веру в высшие силы (Бога или богов), которые представлялись основой организации жизни индивида и общества [1]. Тысячу лет церковные нормы были «Законом» в Римской империи, а «мятежники против церкви» считались уголовными преступниками в России вплоть до 1905 г.

В системе общественных ценностей современных людей религиозные ценности продолжают, как показывают многочисленные социологические исследования, сохранять одно из важнейших мест, однако они уже не являются единственным центром и смыслом жизни. В настоящее время исповедование какой-либо религии или, напротив, право придерживаться атеистических взглядов является, согласно действующим нормам права, свободным выбором каждого в государствах светского типа.

Так, положения ст. 14 Конституции Российской Федерации гласят, что Россия является светским государством, в котором ни одна из религий не признается основной и исключительной. Так же согласно ст. 28 каждому гарантируется свобода вероисповедания, в частности проявляющаяся в соблюдение прав и интересов верующих. Таким образом, законодательно устанавливается признание равноправия духовных течений, обеспечение их приверженцам беспрепятственно следовать канонам, принятым исповедуемой религией (конфессиональной традицией).

Каждая религия включает не только иррациональное верование отдельного человека в высшие силы, требующее от него исполнения определенных канонов, но и его социализацию, причисление себя к религиозному сообществу, обладающему определенными традициями и обычаями, в том числе духовными праздниками [2].

Празднование религиозных праздников непосредственно связано с участием в традиционных обрядах, связанных как с посещением общих богослужений, так и проведением индивидуальной духовной подготовки. Полноценного соблюдения религиозных прав человека не достичь без предоставления ему возможности свободного и многостороннего погружения в ценностную культуру исповедуемой им веры.

Для Цитирования:
Погодина Ирина Владимировна, Кулакова Ольга Сергеевна, Религиозные праздники в трудовом законодательстве светской России: границы религиозно-теологического в нормативно-правовом контексте*. Кадровик. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: