С древности религиозные каноны и устои формировали общественные ценности, закладывали фундамент и высокой культуры, и повседневного быта людей. Религиозная культура с философской, культурологической и религиоведческой позиций представляет собой систему элементов, состоящую из теологических учений, создававших свои идеалы, ценности, взгляды и убеждения человека, ориентированные на веру в высшие силы (Бога или богов), которые представлялись основой организации жизни индивида и общества [1]. Тысячу лет церковные нормы были «Законом» в Римской империи, а «мятежники против церкви» считались уголовными преступниками в России вплоть до 1905 г.
В системе общественных ценностей современных людей религиозные ценности продолжают, как показывают многочисленные социологические исследования, сохранять одно из важнейших мест, однако они уже не являются единственным центром и смыслом жизни. В настоящее время исповедование какой-либо религии или, напротив, право придерживаться атеистических взглядов является, согласно действующим нормам права, свободным выбором каждого в государствах светского типа.
Так, положения ст. 14 Конституции Российской Федерации гласят, что Россия является светским государством, в котором ни одна из религий не признается основной и исключительной. Так же согласно ст. 28 каждому гарантируется свобода вероисповедания, в частности проявляющаяся в соблюдение прав и интересов верующих. Таким образом, законодательно устанавливается признание равноправия духовных течений, обеспечение их приверженцам беспрепятственно следовать канонам, принятым исповедуемой религией (конфессиональной традицией).
Каждая религия включает не только иррациональное верование отдельного человека в высшие силы, требующее от него исполнения определенных канонов, но и его социализацию, причисление себя к религиозному сообществу, обладающему определенными традициями и обычаями, в том числе духовными праздниками [2].
Празднование религиозных праздников непосредственно связано с участием в традиционных обрядах, связанных как с посещением общих богослужений, так и проведением индивидуальной духовной подготовки. Полноценного соблюдения религиозных прав человека не достичь без предоставления ему возможности свободного и многостороннего погружения в ценностную культуру исповедуемой им веры.