По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349. 22

Регулирование занятости с многосторонними трудовыми отношениями в Евросоюзе

Лапшин Константин Владимирович директор правового департамента, компания «Фэшн Хаус Менеджмент Истерн Юроп сп з.оо»;прикрепленное лицо, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт государства и права Российской академии наук», г. Москва

В статье рассмотрены особенности регулирования по законодательству Евросоюза и МОТ одной из форм нестандартной занятости — занятости с многосторонними трудовыми отношениями. Отмечено, что при отсутствии официальной классификации видов такой формы занятости встречаются различные их наименования. На основе краткой характеристики некоторых видов нестандартной занятости высказаны предложения по дальнейшему развитию законодательства всфере труда.

Литература:

1. Non-standard employment around the world: Understanding challenges, shaping prospects International Labour Office. Geneva: ILO, 2016, P. 8–10.

2. Проводится аналогия с командированием работников (гл. 24 ТК РФ — см., например: Болдырев В. А. Аутстаффинг: смежные правовые явления и новая официальная концепция // Право и экономика. 2015. № 11. С. 56–62); или как договоры о предоставлении персонала, со ссылкой на положения о деятельности частных агентств занятости (гл.53.1 ТК РФ) и (некоторые авторы) запрете на заемный труд (ст. 56.1 ТК РФ).

3. Куприна Н. Аутстаффинг по-новому уже пару лет: о чем и как спорят в судах? // Трудовое право. 2018. № 8. С. 65–78.

4. Горшенина Ю. В. Признаки договора аутсорсинга и его соотношение с договором аутстаффинга // Российский юридический журнал. 2016. № 1. С. 159–168.

5. Семенова Е. Аутстаффинг по новым правилам // ЭЖ-Юрист. 2016. № 4. С. 11.

6. Герасимова Е. Секондмент и не только// Комментарий к новому законопроекту Минэкономразвития. — URL: https://zakon. ru/blog/2014/9/12/sekondment_i_ne_tolko__ kommentarij_k_novomu_zakonoproektu_ minekonomrazvitiya (дата обращения: 03.03.2020).

7. http://eur-lex.europa.eu.

8. Non-standard employment around the world: Understanding challenges, shaping prospects / International Labour Office. Geneva: ILO, 2016. Р. 201.

9. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?qid=1590933645340&uri=CELEX:3201 9R0127.

МОТ рассматривает занятость с многосторонними трудовыми отношениями как одну из форм нестандартной занятости [1]. По такой форме занятости работники не нанимаются напрямую компанией, которой они предоставляют услуги, и регулирование трудовых отношений с ними сопровождается заключением нескольких договоров между нескольким сторонами. В большинстве стран Европы трудовой договор по этой форме занятости заключается между агентством и работником. Агентство и компания, использующая услуги работника, заключают гражданско-правовой договор, по которому агентству оплачивается услуга за предоставление работника. Агентство выплачивает работнику заработную плату и предоставляет социальные льготы (или обеспечивает их предоставление).

Официальной классификации форм занятости с многосторонними трудовыми отношениями не сущест­ вует. Для исключения путаницы ниже будем использовать классификации, принятые на уровне МОТ и в Евросоюзе. Отметим, в отечественной литературе встречаются и иные наименования форм занятости с многосторонними трудовыми отношениями, в первую очередь это аутстаффинг и секондмент.

Договоры аутстаффинга трактуются как разновидность договоров о ситуативном найме работников [2–5]. Договоры секондмента рассматриваются как договоры, регулирующие отношения по предоставлению труда работников третьим лицам [6]. Однако работодателями предоставляемых работников могут быть как частные агентства занятости (ст. 341.2 ТК РФ), так и иные юридические лица, перечень которых до сих пор не определен (ст.341.3 ТК РФ).

Ниже более подробно рассмотрим использующиеся в мировой практике формы занятости с многосторонними трудовыми отношениями.

В качестве ключевого вида реализации данной формы занятости МОТ рассматривает занятость работников через частные агентства занятости, как они определены в Конвенции МОТ № 181 «О частных агентствах занятости» (1997 г.), которую МОТ рассматривает в качестве ключевой формы договорного регулирования по данной форме занятости (Конвенция МОТ № 181 Россией не ратифицирована. — К.Л.).

Для Цитирования:
Лапшин Константин Владимирович, Регулирование занятости с многосторонними трудовыми отношениями в Евросоюзе. Кадровик. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: