В условиях сложившейся геополитической обстановки и экономического кризиса возрастает социальная напряженность в сфере занятости и маргинализации целых социальных групп. В этот период особую значимость приобретает усиление роли государства в регулировании рынка труда.
Учитывая высказывание Кемпбелла Р. Макконелла и Стенли Л. Брю о том, что «… безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа…» [1], вопросы рынка труда и занятости населения в нашей стране решаются в контексте национальной стратегии развития. На фоне экономической нестабильности государство разработало собственную стратегию развития, определило цели, утвердило антикризисные меры, создало механизмы, обеспечивающие контроль над предоставлением ресурсов, направляемых на решение общенациональных задач. Правительство России выделило регионам дополнительные финансовые ресурсы на решение проблем занятости и противодействие безработице. Во всех субъектах РФ утверждены комплексные программы содействия занятости населения, реализуются мероприятия по созданию новых рабочих мест, опережающем у обучению и трудоустройству безработных и высвобождаемых работников, организации общественных работ, временной занятости, развитию предпринимательства, переезду работников в другие регионы [2]. Предпринятые меры в условиях санкций позволили сохранить относительную стабильность показателя уровня общей безработицы: в России она ниже (5,4 %), чем в ряде стран Западной Европы (рис. 1) [3].
Неравномерность экономического развития в регионах Российской Федерации порождает макроэкономическую, территориальную дифференциацию. Это имеет прямое отношение и к Республике Марий Эл (далее РМЭ) как индустриально-аграрной территории России.
В 2015 г. по Республике Марий Эл численность экономически активного населения в возрасте 15–72 лет составила более 359 тыс. человек, что на 1,1 тыс. человек больше, чем в 2014 г. Уровень экономической активности населения увеличился на 1 % и составил 68,8 % [4]. В то же время на региональном рынке труда сохраняются проблемы и трудности: вырос коэффициент напряженности на рынке труда, равный 1,3 незанятого гражданина в расчете на одно вакантное место; численность безработных увеличилась на 37,1 %; удельный вес трудоустроенных снизился на 1,7 %, а численность безработных, направленных на профобучение, – на 3,3 % (табл. 1) [5].