По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Региональная специфика государственных программ развития здравоохранения в части установления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам

Щербакова Олеся Васильевна канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права, ФБГОУ ВО «Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева», 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21, E-mail: sm-light@yandex.ru

Во исполнение Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 6.06.2019 № 254) на субъекты РФ возложена обязанность по разработке и принятию государственных программ развития здравоохранения, направленных в том числе на устранение дефицита отдельных категорий медицинских работников. Вместе с тем субъектам РФ предоставлена большая самостоятельность в решении данного вопроса — от выбора формы и уровня акта и сроков действия указанных программ до конкретных гарантий и мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, что естественным образом создает региональную специфику законодательства по данному вопросу, которая анализируется в данной статье. Представленный общий обзор дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинских работников, установленных в региональных программах и направленных на устранение дефицита кадров в регионах, позволяет прийти к выводу об отсутствии единого подхода в установлении мер по устранению дефицита кадров в сфере здравоохранения в регионах, а также единых критериев оценки эффективности реализации данных мер.

Литература:

1. Отраслевое соглашение по Федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https:// rspp.ru/simplepage/otraslevye-mezhotraslevye-soglasheniya/.

2. Более 420 медработников трудоустроились в больницы Подмосковья по программе «Приведи друга» [Электронный ресурс]. — URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/bolee-420-medrabotnikov-trudoustroilis-v-bolnicy-podmoskovya-po-programme-privedi-druga/.

3. САЛЕХАРД: в Ямало-Ненецком АО стартовала акция «Приведи друга» — врачам предложат до 100 тысяч рублей, если они приведут коллегу на работу в регион [Электронный ресурс]. — URL: https://materlife.ru/salehard-v-yamalo-neneczkom-ao-startovala-akcziya-privedi-druga-vracham-predlozhat-do-100-tysyach-rublej-esli-oni-privedut-kollegu-na-rabotu-v-region/.

4. Комитет Народного Собрания Ингушетии по здравоохранению и социальной политике заключил соглашение о сотрудничестве с ингушским республиканским объединением профессионального союза работников здравоохранения России [Электронный ресурс]. — URL: https://magas.tv/2024/02 /01/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82-%D0%BD%D0% B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BE %D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D0%B3% D1%83%D1%88%D0%B5%D1%82%D0%B8.

5. Региональная программа развития здравоохранения в Республике Ингушетия [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/432883999.

6. Ходакова О. В. и др. Влияние мер социальной поддержки на обеспечение региональных систем здравоохранения кадрами // Вестник Российской академии наук. — 2023. — Т. 93. — № 5. — С. 462–469.

7. Постановление Правительства РФ от 10 июня 2023 г. № 964 «Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Консультант Плюс.

8. Здравоохранение в России. 2018–2022 // Росстат: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13218.

9. Официальная статистика. Рынок труда, занятость и заработная плата. Трудовые ресурсы. Соответствие работы трудоустроенных выпускников 2017–2019 гг. выпуска специальности, полученной в образовательной организации высшего образования // Росстат: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force.

10. На севере Свердловской области подвели итоги проекта «Медицина Севера. Наставничество» [Электронный ресурс]. — URL: https://minzdrav.gov.ru/regional_news/17933-na-severe-sverdlovskoy-oblasti-podveli-itogi-proekta-meditsina-severa-nastavnichestvo.

11. В Свердловской области создан проект о династиях врачей [Электронный ресурс]. — URL: https://oblgazeta.ru/society/medicine/2024/06/53658.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» одной из основных проблем в сфере кадрового обеспечения здравоохранения субъектов РФ остается дефицит некоторых категорий врачей (анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов, онкологов (включая детских), фтизиатров, психиатров, патологоанатомов, а также врачей, работающих в амбулаторно-поликлинических организациях (при их избытке в стационарах). Одним из решений данной проблемы видится установление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, установление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам обусловлено предметом совместного ведения РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 71 Конституции Российской Федерации), а федеральные округа, в свою очередь, не наделены полномочиями по данному вопросу.

Региональные программы обеспечения здравоохранения профессиональными кадрами разрабатываются субъектами Российской Федерации во исполнение следующих нормативных актов: Указ Президента от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указ Президента от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», а также Распоряжение Правительства от 07.05.2012 № 614-р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года», Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года», Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» с 2016 г., Приказ Минздрава России от 22.11.2021 № 1081н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов».

Для Цитирования:
Щербакова Олеся Васильевна, Региональная специфика государственных программ развития здравоохранения в части установления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам. Кадровик. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: