За 2020 г. жизнь всего мирового сообщества оказалась под «пеленой» пандемии коронавируса COVID-19. За целый год коронакризиса изменилась и трудовая жизнь граждан. Вирус заставил работников, их представителей, а также работодателей по-новому взглянуть на уже знакомые вещи. К примеру, дистанционный труд стал более привлекателен, прежде всего для сохранения своего здоровья, коллег по работе и близких людей. Только в России за 2020 г. было закрыто более 500 тыс. различных компаний малого и среднего бизнеса.
Свой опыт по приспособлению к коронакризису в области обеспечения трудовых прав показала Германия, где были предприняты четкие шаги по снижению распространения вируса.
В данном исследовании мы коснемся тех основных моментов, которые связаны с обеспечением и защитой коллективных трудовых прав в Германии в период пандемии коронавируса COVID-19. В первую очередь, говоря о коллективных трудовых правах в Германии, нельзя не отметить, как были распределены права и обязанности социальных партнеров в непростое для страны время.
В общем смысле коллективное трудовое право регулируется Германским гражданским уложением, где представлены основные положения о коллективных трудовых правах, а также иными нормативными актами, к примеру касательно производственных советов — положениями Закона о правовом режиме на предприятиях (далее— Закон) [1].
В период пандемии было принято немало подведомственных актов, а также актов дополняющего значения в вышеназванные и иные Законы ФРГ.
С учетом быстрого распространения коронавирусной инфекции производственный совет получил немалый объем прав, который позволил совместно определять трудовую жизнь на предприятии в период пандемии.
Так, у производственного совета появились следующие права и, соответственно, обязанности работодателя, возникшие вследствие распространения пандемии:
1) работодатель обязан согласовывать особые гигиенические правила с производственным советом (параграф 87 Закона);
2) определение выходных дней работников в период пандемии согласовывается с производственным советом (параграф 87 Закона);