В современном мире глобальная конкуренция является основным элементом, определяющим стратегии хозяйствующих субъектов в условиях перехода промышленной экономики к экономике знаний. Конкурентная среда помимо преимуществ для заказчиков обладает рядом недостатков для поставщиков — производителей товаров и услуг, выражающихся в необходимости перманентной адаптации к меняющимся требованиям делового мира к ведению бизнеса. По мнению отечественных и зарубежных экономистов, для поддержания конкурентоспособности руководство многих международных и российских компаний большое внимание уделяет методикам управления трудовыми ресурсами, особенно с появлением стратегического подхода к управлению персоналом [1].
В контрактной системе профессионализм заказчика — это не только многофакторное явление, но в первую очередь для юридического лица слаженная, мастерская работа управленческой команды, для специалиста — желание конкретной личнос ти дос тичь определенного уровня в профессии, подкрепленное здоровым честолюбием, перфекционизмом, не дающими специалисту в сфере закупок быть равнодушным к результатам своей деятельности, их качеству и эффективности в первую очередь для государственного заказчика, для успешной деятельности которого прилагает свое мастерство сотрудник, занимается непрерывным самообразованием, благодаря самомотивации и самодисциплине принимает на себя всю ответственность за свои решения и их результат. Соответственно, достичь профессионализма каждого специалиста по закупкам возможно посредством развития его трудового и личностного потенциала.
С позиции методологии управления человеческими ресурсами, составляющей основу эффективной политики практической реализации принципа профессионализма заказчика, рассмотрим концептуальные подходы развития трудового потенциала специалиста по закупкам.
В контексте настоящей тематики представляется необходимым рассмотреть концептуальную составляющую термина «профессионализм» с позиции управления трудовым и личностным потенциалом государственных и муниципальных служащих. Профессионализм в целом — это высокий уровень мастерства и качества выполнения профессиональных (должностных) обязанностей, выраженный в эффективных результатах, основанных на знании и владении законодательной, нормативной базы, изученных (освоенных), накопленных человечеством по конкретной специальности знаний, подкрепленных собственным опытом и сформированными навыками, в сочетании с психическими качествами и состоянием, позволяющим действовать самостоятельно, дисциплинированно и ответственно, предвидя, объективно оценивая результаты своей деятельности и получая удовлетворение от качества этих результатов.