Измерять мотивацию просто необходимо. Если обратиться к табл. 2–4, можно убедиться в идентичности мотивов-стимулов, что побуждает к работе, и антимотивов-антистимулов, что отталкивает от работы. Упрощая эти данные, был составлен так называемый long-list из 9 показателей (факторов) мотивации сотрудника компании М, которые оказывают решающее влияние на его отношение к работе, эффективность труда и пользу для компании.
Long-list главных факторов мотивации персонала:
1) заработная плата;
2) карьерный рост;
3) психологический климат в коллективе;
4) возможность самореализации;
5) содержание выполняемой работы;
6) достойный социальный пакет;
7) условия труда;
8) стиль вышестоящего руководства;
9) перспективы существования предприятия.
При этом важно подчеркнуть, что каждый фактор может одновременно являться и мотивом-стимулом и антимотивом-антистимулом, т.е. фактически он как бы «взвешивается» человеком на его внутренних «весах». В результате такого взвешивания перевешивает более «тяжелая» (весомая) часть – либо та, которая мотивирует на работу, либо та, которая демотивирует или отталкивает от работы.
Итогом такого «взвешивания» является отношение человека к выполняемым обязанностям, которое может быть легким и позитивным либо тяжелым, негативным и отторгающим. Для измерения мотивации персонала сотрудников компании М были использованы оценочные методики, разработанные доктором технических наук, академиком РАЕН, профессором НИТУ «МИСиС» Н.А. Жданкиным [6].
Мотивация персонала происходит под влиянием набора факторов, которые оказывают разноплановое действие на поведение сотрудника.
Высокую достоверность, эффективность, а также пользу при разработке стратегии развития компании М при измерениях мотивации сотрудников можно ожидать, рассматривая мотивацию, как многофакторную модель с использованием метода эннеаграммы.
Возможность применения методологии «стратегической матрицы» при формировании многофакторной модели мотивации персонала обусловлена рядом соображений. Во-первых, мотивация персонала происходит под влиянием набора факторов, которые оказывают разноплановое действие на поведение сотрудника. Во-вторых, каждый из этих факторов по-разному влияет на конечный результат мотивации труда конкретного человека, меняя свое влияние, как в сторону усиления мотивации, так и в сторону ее ослабления.