Совершенно очевидно, что эффективная стратегия должна решать проблемы предприятия. Формирование стратегических целей, обсуждение вариантов стратегического развития и операционного планирования, принятие окончательных стратегических решений являются следствием грамотного анализа и обработки информации о внутренних и внешних факторах предприятия [1, 2–5]. Активное внедрение данных методик позволяет четко представить, что, как и когда необходимо предпринять для создания эффективных стратегий, гибкая коррекция которых особенно актуальна в условиях нестабильной экономики в РФ.
Текущая и прогнозная экономическая ситуация в стране, характеризующаяся замедлением темпов роста промышленного производства, несет риски уменьшения объемов продаж продукции. Успешное ведение бизнеса как раз и подразумевает под собой открытие и реализацию новых возможностей для компании в решении проблем, преодолении конкурентов и достижении успехов на рынке. В качестве показателей эффективности прошлых стратегий и индикаторами жизнеспособности существующей товарной линии выступают прибыльность и объем продаж. Другие, нефинансовые показатели эффективности зачастую дают более точные оценки состояния бизнеса в долгосрочной перспективе:
1) удовлетворение покупателя/ лояльность к бренду компании;
2) качество предоставляемого товара;
3) ассоциации с брендом компании;
4) технологии производства;
5) мотивация персонала;
6) промышленная безопасность и экология;
7) способности и результаты деятельности рабочих/менеджеров.
Все вышеуказанные показатели эффективности затрагивают разные аспекты и сферы деятельности промышленного предприятия. Одной из ключевых задач системы управления предприятием является определение момента, когда возникает необходимость в пересмотре и изменении стратегии. Руководитель должен понимать, что четкая стратегия напрямую влияет на мотивацию и стимулирование персонала. Общие идеи и ценности воодушевляют работников организации, способствуют восприятию ими своей работы как целесообразной, важной и благородной (чего нельзя сказать о такой цели, как максимизация доходов акционеров).