По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Развитие мотивации персонала для создания рабочих мест и стимулирования внедрения инноваций

Жданкин Николай Александрович д-р техн. наук, академик РАЕН, профессор НИТУ «МИСиС», президент консалтинговой компании ООО «Регул-Консалт», 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 15/1, оф. 3, E-mail: regul-consult@mail.ru
Шарипов Бахром Кароматуллоевич аспирант, специалист УМО Душанбинского филиала НИТУ «МИСиС»

В статье рассматриваются проблемы трудовой миграции, когда люди покидают свои родные места (регион, страну) в поисках лучшей жизни. При этом важно понимание мотивации людей и причин, заставляющих людей уезжать. На примере отдельного региона Республики Таджикистан (РТ) проведены измерения и изучена мотивация персонала в двух аспектах: работников РТ и мигрантов, которые уехали из республики на заработки в Россию. Показано, что главные проблемы мотивации кроются в низкой зарплате и отсутствии перспектив развития таджикских предприятий. Разработаны мероприятия по повышению уровня мотивации, внедрение которых вернет людей в РТ. Кроме того, предложена шкала поощрений работающих в республике для активизации внедрения инноваций в зависимости от экономического эффекта, что создаст дополнительные стимулы для развития промышленности республики и роста зарплаты.

Литература:

1. Иванова С.В. Мотивация н а 100 %: А где же у него кнопка? — М.: Альпина Паблишер, 2005. — 216 с.

2. Ветлужских Е.Н. Мотивация и оплата труда. Инструменты, методики, практика. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 149 с.

3. Рассадин В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала // Труд и социальные отношения. — 2008. — № 3. — С. 53–59.

4. Жданкин Н.А. Восемь правил эффективной мотивации, или Как правильно мотивировать персонал // Управление персоналом. — 2008. — № 3. — С. 32–39.

5. Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финпресс, 2018. — 304 с.

6. Жданкин Н.А., Гурин Д.В. Как создать новые рабочие места инновационными подходами // Инновационный менеджмент. — 2013. — № 5. — С. 42–53.

7. Жданкин Н.А., Шарипов Б.К. Социально-экономические проблемы развития промышленного региона и инновационный подход к их решению // Креативная экономика. — 2019. — Т. 13, № 1. — С. 151–168 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.18334/ce.13.1.39772.

8. Жданкин Н.А., Шарипов Б.К. Особенности анализа внутренней и внешней среды при разработке стратегии региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2019. — Т. 17, № 8 (467). — С. 1431–1449 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.24891/re.17.8.1431.

9. Жданкин Н.А., Суанов В.М. Развитие мотивации персонала промышленной компании на основе измерений. Часть 1. Часть 2 // Кадровик. — 2017. — № 2. — С. 79–88; № 3. — С. 81–87.

10. Жданкин Н.А. Мотивация персонала как основа эффективной кадровой стратегии предприятия // Мотивация и оплата труда. — 2018. — № 2. — С. 92–106.

Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является трудовая миграция, когда люди покидают свои насиженные места (регионы, страны) и устремляются в крупные города или другие страны в поисках лучшей жизни (хорошего трудоустройства, более высокой зарплаты, обеспечения нормальной жилплощадью, карьерного роста и др.). Основная причина этого — крайне неравномерное развитие регионов (стран), когда одни регионы (регионы-доноры, или локомотивы) самодостаточны, имеют развитое производство, много рабочих мест, высокий ВРП (валовый региональный продукт) и большие налоговые отчисления в бюджет. Тогда как другие регионы (регионы-реципиенты) фактически влачат жалкое существование, имеют низкий ВРП, малое число рабочих мест и живут только за счет вливаний из бюджета. Поэтому задача государства — выравнивание регионов, создание в региона х-реципиентах новых рабочих мест, чтобы люди из них не стремились на заработки в другие места, а работали у себя дома, имея при этом высокий уровень жизни.

Ключевым фактором решения указанных проблем является мотивация персонала, поняв которую, можно кардинальным образом изменить поток трудовой миграции, направив его в прямо противоположную сторону, развивая слабые регионы, создавая новые рабочие места и формируя новые потоки ВРП для развития всей страны.

Мотивация является главным инструментом в управлении персоналом, так как побуждает персонал к труду и тем самым ведет к удовлетворению личных потребностей работников, что является целью всей трудовой деятельности людей. Мотивация — это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих персонал осуществлять работу, направленную на достижение конкретных целей компании, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости и получением при этом адекватного материального и морального вознаграждения [1–3].

Измерение уровня мотивации дает понимание того, что людям хватает и чего не хватает, и что надо сделать для повышения их удовлетворения работой.

Для Цитирования:
Жданкин Николай Александрович, Шарипов Бахром Кароматуллоевич, Развитие мотивации персонала для создания рабочих мест и стимулирования внедрения инноваций. Кадровик. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: