Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является трудовая миграция, когда люди покидают свои насиженные места (регионы, страны) и устремляются в крупные города или другие страны в поисках лучшей жизни (хорошего трудоустройства, более высокой зарплаты, обеспечения нормальной жилплощадью, карьерного роста и др.). Основная причина этого — крайне неравномерное развитие регионов (стран), когда одни регионы (регионы-доноры, или локомотивы) самодостаточны, имеют развитое производство, много рабочих мест, высокий ВРП (валовый региональный продукт) и большие налоговые отчисления в бюджет. Тогда как другие регионы (регионы-реципиенты) фактически влачат жалкое существование, имеют низкий ВРП, малое число рабочих мест и живут только за счет вливаний из бюджета. Поэтому задача государства — выравнивание регионов, создание в региона х-реципиентах новых рабочих мест, чтобы люди из них не стремились на заработки в другие места, а работали у себя дома, имея при этом высокий уровень жизни.
Ключевым фактором решения указанных проблем является мотивация персонала, поняв которую, можно кардинальным образом изменить поток трудовой миграции, направив его в прямо противоположную сторону, развивая слабые регионы, создавая новые рабочие места и формируя новые потоки ВРП для развития всей страны.
Мотивация является главным инструментом в управлении персоналом, так как побуждает персонал к труду и тем самым ведет к удовлетворению личных потребностей работников, что является целью всей трудовой деятельности людей. Мотивация — это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих персонал осуществлять работу, направленную на достижение конкретных целей компании, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости и получением при этом адекватного материального и морального вознаграждения [1–3].
Измерение уровня мотивации дает понимание того, что людям хватает и чего не хватает, и что надо сделать для повышения их удовлетворения работой.