Менеджер — это человек, личность с определенным набором социальных и психологических качеств. Каждый управленец обладает своим характером и темпераментом. Однако одни качества помогают человеку в овладении этой профессией, а другие — наоборот, мешают. Безусловно, эффективный менеджер должен обладать лидерскими качествами [1–2], уметь вести за собой людей и руководить ими. Особенно это важно сейчас, в эпоху цифровой экономики, когда меняются многие форматы работы и требуется новый цифровой поход к управлению. Многие ученые пытались найти идеальную совокупность личностных качеств, которыми должен обладать руководитель.
Например, Конфуций считал, что идеальный менеджер должен обладать тонким и глубоким проникновением в характеры и чувства сотрудников. Греки времен Гомера выделяли следующие качества у управленца: хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса, мудрость Нестора, справедливость Агамемнона. При том что сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует, он был уверен, что к этому образу можно приблизиться, если руководители с различными, присущими только им качествами будут целенаправленно работать и развивать эти качества.
Ф. Тейлор выделял такие личностные качества у идеального менеджера, как ум, образованность, энергичность, решительность, четкость мысли, рассудительность, сила и технические знания. Другой же классик, А. Файоль, считал, что менеджер должен обладать следующими качествами: предвидением, компетентностью, здоровьем, развитым интеллектом, высоким уровнем культуры и нравственности.
Как видим, взгляды сильно различаются. Современный менеджмент тоже не смог прийти к общему видению идеального менеджера, однако в силу различных национальных особенностей, разного экономического развития стал вырисовываться идеальный руководитель для каждой страны.
Система качеств менеджера в США: развитость ума, честность, логичность, техниковооруженность, перспективность, коммуникабельность, целостность характера, лидерство, ораторские способности, твердость, умение принимать решение, сосредоточиться, чувство юмора, умение слушать, объективность, организаторские способности.