Говоря о социальной ответственности сегодня в России, бизнес слышит лишь размытые рассуждения о потенциальных выгодах и росте репутации, но из конкретны х цифр имеет только су ммы затрат на реализацию каких-то социальных инициатив. Именно поэтому социально ответственный аудит является перспективнейшим инструментом, способствующим развитию КСО в России.
Прежде чем приступить к выработке методологии социально ответственного аудита, необходимо определиться с понятием социального аудита. Под социально ответственным аудитом понимают оценку бизнеса по двум компонентам: социа льном у и экологическом у. Такой аудит есть внешний, нацеленный на предмет удовлетворения интересов стейкхолдеров и соблюдения государственного законодательства в сфере КСО, и внутренний, нацеленный на оценку эффекта от проведенных мероприятий по социальной ответственности для компаний, чтобы определить, как социально ответственное поведение бизнеса влияет на эффективное управление организацией и ее прибыль. Ниже мы остановимся на внутреннем социальном аудите, который охватывает весь самый объемный микроуровень КСО и направлен на ключевых стейкхолдеров – сотрудников компании.
Как было отмечено выше, концепция социально ответственного аудита (англ. corporate responsability audit) направлена на оценку скрытой стоимости социально безответственного поведения компаний, включающего в себя чрезмерные затраты на утилизацию отходов, затраты на набор, удержание и увольнение персонала, завоевание новых клиентов, поддержание качества продукции и производительности труда и т. д.
Авторами разработана принципиально новая методология проведения социально ответственного аудита, основанного на принципах создания инноваций по схеме [1], которая была реализована для одной из компаний.
Говоря в целом о социальной ответственности бизнеса в контексте инноваций, можно утверждать, что практически любая социальная инициатива является управленческой инновацией, основу которой составляет принцип максимально эффективного управления компанией. Поэтому, исходя из сказанного выше, мы будем подходить к изучению и внедрению мероприятий по КСО как к управляемому инновационному процессу, оценивания ее прибыльность – в том числе и финансовый выигрыш – в процессе создания этих инноваций. Рассмотрим типичный пример.