ВВЕДЕНИЕ
Принцип повышения отраслевой конкурентоспособности в современной экономике лежит основе формирования кластеров. Реализация данного принципа возможна при наличии перспективной отрасли в экономике и процесса сотрудничества между отраслями. Важнейшим условием формирования кластера становится взаимный обмен на всех этапах производственной деятельности. Американский экономист, ведущий специалист в области конкурентной стратегии, конкурентоспособности и экономического развития стран и регионов М. Портер раскрывает сущность кластера как «сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных предприятий и учреждений в пределах отдельной отрасли» [2]. На сегодняшний день и в Нижегородской области также необходимо начинать уделять внимание кластерной модели развития рекреационно-туристического сектора региональной экономики [3]. Следует отметить, что главная особенность рекреационнотуристической индустрии — региональная направленность, ведь основной фактор производства в этой сфере — природные ресурсы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования — обозначить современные подходы к организации кластеров, выявить кластерные технологии, являющиеся инструментами инновационного развития Нижегородской области в сфере туризма.
Определить рекреационно-туристический кластер можно как сознательное объединение предприятий различных форм собственности, относящихся к нематериальной и материальной сфере производственной деятельности и, по возможности, взаимодополняющих друг друга. Рекреационно-туристический кластер подразумевает также сотрудничество с общественными ассоциациями, организациями, с научными учреждениями и органами исполнительной власти региона, которое позволяет достичь синергетического эффекта от создания и продвижения актуального и конкурентоспособного рекреационно-туристического продукта [4].
Характерной особенностью рекреационно-туристического кластера является взаимозависимость, взаимодополняемость и взаимная заинтересованность предприятий, которые к нему относятся, а также невозможность функционирования их вне сферы туризма и гостеприимства [8]. Именно эти обстоятельства определяют направленность исследования относительно проблем кластеризации в рекреационно-туристической сфере.
Рассмотрим кластер как эффективную форму организации хозяйственного механизма функционирования рекреационно-туристической системы в Нижегородской области. Важнейшим в данном случае является то, что предприятия различных отраслей должны для достижения наибольшей эффективности деятельности работать, выделяя именно рекреационнотуристическую сферу приоритетной. И такое решение было бы оправданным при данных условиях, так как эта сфера имеет возможность удовлетворить потребности местных предпринимателей и жителей региона. Рекреационно-туристская сфера — это динамичный рынок с высокоизменчивой средой, для которой характерно появление новых конкурентов, постоянный рост требований потребителей.
Обновлять и укреплять экономический потенциал региона, повышать конкурентоспособность рекреационно-туристической отрасли в Нижегородской области — вот основные приоритетные и проектные задачи, разрешить которые возможно с помощью кластерного подхода. К организационным мероприятиям, позволяющим решить поставленные задачи, можно отнести усиление проектной деятельности по всем туристским направлениям, диверсификацию туристского продукта и закрепление кооперационного принципа организации всех видов работ. Основные задачи, которые должны быть решены за счет создания туристического рекреационного кластера, можно сгруппировать по следующим видам деятельности:
- применение методов прогнозирования для инвестиционной и финансово-экономической деятельности, а также программного подхода в развитии кластера;
- управление развитием кластера должно основываться на координации работы инфраструктурных предприятий и сервисной деятельности органами исполнительной власти региона;
- объединение всех видов ресурсов региона и организация рационального использования финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов учреждениями сферы туризма и гостеприимства, транспортных и аттракционных предприятий и служб рыночной инфраструктуры;
- создание целевых региональных фондов для содействия восстановлению и защите историко-культурного наследия, памятников, территориальных природных комплексов и экосистем и т. д.;
- привлечение инвесторов, как отечественных, так и зарубежных, к финансированию строительства новых туристских комплексов, аттракций, а также модернизации «усталых» рекреационных сервисных объектов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Кластерный подход позволяет объединить в единое целое информационные, социальные, финансовые, правовые механизмы и методы управления, способствует разработке проектов, обоснованию программ и стратегических планов развития туристско-рекреационных предприятий. Объединение в кластеры дает возможность привлекать финансовые ресурсы в новые производства путем объединения совместных финансовых возможностей предприятий того или иного кластера, увеличивать инвестиции через совместное участие в инновационных разработках за счет участия в проектной деятельности, которая может принимать форму грантов, за счет объединения совместных финансовых возможностей предприятий, а также за счет обеспечения гарантий для льготного кредитования. Кластеры позволяют формировать благоприятный информационный фон и дают реальную возможность выхода регионального туризма на более высокий уровень. Таким образом, региональное развитие связано с формированием новых инновационных форм размещения производительных сил — кластеров, основанных на новых знаниях.
Внедрение кластерного подхода в сфере туризма и гостеприимства активизирует деловую активность малого и среднего регионального предпринимательства, способствует увеличению занятости населения, созданию дополнительных рабочих мест, повышению доходов и налоговых отчислений в региональных бюджет, улучшает качество жизни населения. Описанные преимущества кластерной деятельности способствуют повышению конкурентоспособности и турпродукта и территории в целом, но при этом требуется организованная интеграция всех видов ресурсов. Каждое кластерное образование сферы рекреации и туризма может иметь единую интегративную многокомпонентную структуру. Компонентами являются территориальная, функциональная, компонентная и организационно-управленческая структуры. Границы кластера очерчены месторасположением всех курортно-рекреационных фирм, производств, организаций, обслуживающих кластер, между которыми существуют сильные связи — как горизонтальные, так и вертикальные или структурные.
Начиная со времени подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г. в Нижегородской области гибко используются различные схемы инвестирования и распределения доходов и прибылей в туристско-рекреационной сфере, что позволяет соблюдать баланс интересов участников применительно к каждой конкретной ситуации. К числу субъектов бизнеса, которые обеспечивают поступление ресурсов и принимают на себя выполнение части функциональных задач при комплексном обслуживании отдыхающего туриста, относится объединение фирм и организаций, вспомогательные производства, они обеспечивают бесперебойную работу основной отрасли кластера. Они собственно и формируют экономический ландшафт курортно-рекреационной территории Нижегородской области [6]. Без предприятий инфраструктурного обеспечения даже земля, богатая природным лечебным ресурсом, будет оставаться рекреационной целиной. К предприятиям инфраструктурного обеспечения рекреации относятся фирмы, заведения и учреждения различных форм собственности и хозяйствования:
- в области обеспечения услуг проживания — гостиницы, мотели, кемпинги, мини-отели домашних хозяйств, имеющих патенты по предоставлению жилищных услуг, как, впрочем, и те, что пока не имеют из-за отсутствия сертификации и лицензирования подобных услуг на местном уровне, ремонтно-строительные организации, прачечные, коммунальные службы;
- в сфере услуг питания — предприятия различных типов как в пределах городов, так и непосредственно на территории курортной зоны— рестораны, кафе, бары, столовые, собственные сельскохозяйственные подразделения курортных предприятий — подсобное хозяйство, аграрный цех и другие, обеспечивающие необходимым сырьем и полуфабрикатами;
- в области услуг отдыха и развлечений — развлекательные услуги на аттракционах (на воде, в воздухе и на суше), игровые формы развлечений — спортивные соревнования и другое, водные круизы и туристические однодневные маршруты, информационные услуги сети Интернет, культурные формы досуга — фестивали, конкурсы, концерты, услуги кино, театров, цирков и т. п.
Исторически сложилось так, что отечественные рекреационные предприятия активнее развивали санаторнокурортное дело и в меньшей степени — комплекс рекреационных отраслей по предоставлению отдыха, восстановлению потраченных духовных и физических сил в процессе какой-либо деятельности, лечебно-оздоровительные, физкультурно-оздоровительные, культурно-развлекательные, природа-восстанавливающие формы деятельности при адекватном материально-техническом, инфраструктурном обеспечении. Между тем диверсификация деятельности, связанная с выходом на рынок новых услуг, продуктов, должна активнее находить место в стратегии курортно-рекреационных предприятий, а также поддерживаться региональной властью. При кластерном подходе предприятия-участники обслуживают разные сегменты потребительского рынка, тем самым исключается нечестная конкуренция между ними. Так, курортные предприятия в функциональном плане рассчитаны на оказание услуг как лечебного характера, так и отдыха, в то время как пансионаты, базы отдыха, профилактории, детские оздоровительные лагеря преимущественно представляют лечебно-оздоровительные услуги, отдых и развлечения.
Организационная структура рекреационного кластера должна опираться на связи и взаимозависимость между фирмами, объединенными в сетевую структуру для производства услуг и инноваций. Выбор и внедрение организационной структуры будет зависеть от практических подходов к идентификации конкурентного кластера. Общие цели и стратегия кластера как в целом, так и для каждой его составляющей определяется высшим руководством региона. Стратегические планы разрабатываются группой распорядителей производства и затем утверждаются высшим руководством кластера. Каждое отделение кластера несет ответственность за планирование и контроль всей деятельности. Штатные работники на уровне кластера обеспечивают функциональное руководство (финансы, юрисдикция, техническое обеспечение, контроллинг и т. д.) всеми составляющими кластера [7].
В составе каждого кластера должна действовать юридически аудиторская служба, которая дает возможность обеспечить комплексное юридическое обслуживание и постоянный контроль над хозяйственной деятельностью кластера в целом. Целесообразно ввести в состав кластера структуру, которая бы обеспечивала маркетинговое сопровождение деятельности рекреационных предприятий, разрабатывала бы рекламную программу. Важно то, что объединение многих компаний одной рекреационной специализации позволит участникам кластера достаточно эффективно отстаивать свои интересы на уровне местных органов власти и местного самоуправления, а также участвовать в крупных инвестиционных программах.
Сущность территориально-функциональной структуры рекреационно туристического кластера также определяется с помощью связей. Для отображения всесторонних связей в рекреационно-туристической сфере необходимо провести анализ процессов функционирования элементов различных компонент, обобщение возможных способов их взаимодействия между собой. Это прежде всего:
- связи в процессе использования курортно-рекреационных ресурсов;
- связи обеспечения условий функционирования туристической инфраструктуры и использования туристского продукта;
- связи использования квалифицированной рабочей силы;
- связи использования туристической инфраструктуры с участием производственных объектов, учреждений науки;
- рекреационные связи, которые формируются в процессе взаимодействия элементов или мест применения труда с природными объектами. Они возникают при перемещении людей от жилых зон к местам отдыха и могут иметь непосредственный и опосредованный характер;
- связи обслуживания и потоки конечных потребительских продуктов и услуг возникают между учреждениями обслуживания, элементами, а также местами приложения труда;
- связи использования природных объектов, поскольку они направлены на использование в курортно-рекреационной деятельности определенного вида природного ресурса;
- связи подготовки повышения квалификации кадров, что обусловлено усилением роли человеческого фактора во всех видах туристической деятельности;
- связи, возникающие в результате наличия общего управленческого объекта и объекта управления, что важно для решения проблемы управления кластерными образованиями в сфере туризма.
Очень важно учитывать связи, возникающие в результате наличия общего источника экологического воздействия для разработки мероприятий по региональному использованию природно-рекреационного потенциала регионального кластера сферы туризма.
В городах выделяются организации, обеспечивающие функционирование кластера на основе предложения специфических товаров и услуг: специальные навыки, технологии, информация, финансовый капитал, производственная и социальная инфраструктура.
Важнейшие черты сети предоставления рекреационных услуг:
- продукты указанных предприятий являются уникальными;
- производственный процесс характеризуется отсутствием необходимости складирования и хранения готовой продукции;
- поставки не требуют непосредственного контакта с владельцами ресурсов.
Следует заметить, что при условии введения законодательного и организационно-экономического механизма функционирования рекреационного кластера его функционально-отраслевая структура будет значительно усовершенствована. Очевидно, что в перспективе актуальными для успешного функционирования рекреационного кластера являются такие составляющие, как рекреационный маркетинг и реклама, информационные услуги, рекреационный менеджмент, консалтинговые услуги.
Таким образом, кластер может стать очень привлекательной формой организации туристкой, гостиничной, аттракционной, рекреационной деятельности. Субъекты туристской деятельности, объединяясь на добровольной и взаимовыгодной основе в кластер, смогут успешно конкурировать на отечественном рынке и претендовать на известность за рубежом. Кластерные технологии способствуют налаживанию взаимопонимания между органами исполнительной власти, местного самоуправления и деловыми предпринимательскими структурами и представителями малого и среднего бизнеса. Туристская отрасль может стать очень привлекательной для инвестиционных вложений и создания кластеров. Нижегородская область имеет реальные возможности превратиться в один из первых регионов введения кластерных технологий в туристской сфере.
Еще одним важным моментом является то, что благодаря кластерам инновационная деятельность набирает высокий темп за счет привлечения новых цифровых технологий и проектных решений. Создание туристического кластера дает возможность оптимально использовать ресурсы, совершенствовать организационную структуру управления предприятиями, входящими в это объединение. Потребности туристической отрасли обуславливают развитие остальных отраслей и сфер деятельности, структуру их предприятий и организаций, темпы выпуска и качество продукции и услуг в соответствии с международными стандартами. Объединение туристических предприятий в кластер может образовать эффект синергии, который возникает в процессе совместной работы предприятий и организаций и состоит в получении лучших результатов деятельности системы, чем от функционирования отдельных ее составляющих.
Но для взвешенного подхода к участию в туристическом кластере необходимо определить не только его преимущества, но и недостатки. Так, например, кластер может замедлять нововведения в том, что иногда групповое мышление подавляет новые идеи, уменьшает их гибкость. Среди недостатков можно выделить и проблематичность распределения прибыли между участниками туристического кластера. Но можно также распределять прибыль между участниками в соответствии с суммой вложенного капитала [1]. Проблемой, дестабилизирующей развитие туристической индустрии в регионе, является и недостаток информации о туристских возможностях территорий. В рамках инновационного подхода формирование туристических кластеров должно сопровождаться эффективной имиджевой рекламно-информационной кампанией в СМИ как в России, так и за рубежом, участием в крупнейших международных профильных и иных выставках, презентациях туристическо-рекреационных возможностей Приволжского региона [5].
Наверное, с изменениями в социальной, культурной или политической жизни эффективность кластера может падать. Чтобы этого не случилось, кластеры должны развиться до значительных масштабов и двигаться в своем развитии в сторону дальнейшего повышения эффективности, уменьшения рисков. В процессе формирования рекреационного регионального кластера следует ориентироваться не только на политические решения, требующие концентрации ресурсов в главных отраслях промышленности, но и учитывать потребности общей инфраструктуры или других стратегических задач, решение которых положительно повлияло бы на развитие всего экономического комплекса соответствующего региона.
ВЫВОДЫ
Итак, на сегодняшний день существует ряд проблем по формированию кластеров в туристической сфере деятельности, которые можно объединить в две группы: теоретические проблемы и прикладные проблемы. К теоретическим проблемам следует отнести все вопросы, связанные с формированием теоретических основ создания кластеров в рекреационно-туристическом комплексе Нижегородской области. Среди практических проблем функционирования и формирования кластеров можно отметить недостаточность отлаженности механизмов согласования интересов участников кластера и реализацию их через комплексные областные программы [4].
Объединение смежных отраслей, создание кластеров поможет решить актуальную проблему для России, которая стремится к европейской интеграции, — проблему конкурентоспособности туризма на мировом рынке. Синергетический эффект от сотрудничества туристских предприятий, объединенных в кластер, возможен и желателен. Кластерный подход может стать своеобразным «триггером» и позволит обеспечить повышение экономической значимости и эффективности хозяйственной деятельности малых и средних предпринимательских структур. Кластерные координирующие органы способны будут отслеживать и качество туристических продуктов, и сохранение окружающей среды, и возрождение природного потенциала Нижегородской области за счет новых финансовых вливаний и повышения конкурентоспособности регионального туризма и гостеприимства на отечественном и в ближайшей перспективе— на зарубежном уровне.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование выполнено на безвозмездной основе.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Financing. The research was performed free of charge.