Как известно, урегулированные правом отношения, возникающие в различных сферах общественной жизни, имеют различную специфику. Это позволяет разделять возникающие при их урегулировании юридическими нормами правоотношения на конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. д. Служебные правоотношения, таким образом, также являются разновидностью правоотношений и имеют определенные специфические черты, позволяющие отличить их от других правоотношений.
Государственный служащий, осуществляя профессиональную деятельность в аппарате государственного управления, вступает в различные отношения внутри этого аппарата.
Основой для понимания сущности служебных правоотношений выступает то, что они возникают в процессе служебной деятельности государственных и муниципальных служащих и урегулированы нормами законодательства о государственной и муниципальной службе. Однако сами по себе общественные отношения в сфере государственной и муниципальной службы являются, с одной стороны, достаточно обширными, с другой — неоднородными.
Данный вопрос достаточно давно изучается различными специалистами в области государственной службы, в первую очередь представителями наук административного и трудового права. Проводя разделение по содержанию отношений государственной службы, целый ряд ученых обосновали точку зрения, в соответствии с которой они делятся на две основные группы:
1) отношения, складывающиеся в процессе организации государственной службы (в связи с подготовкой, подбором и расстановкой кадров; в связи с установлением статуса государственной должности; а также в связи с замещением должностей);
2) отношения, складывающиеся в ходе практического осуществления государственной службы (в процессе деятельности работника внутри государственного органа, где он занимает штатную должность; в процессе организации рабочего времени и времени отдыха, дисциплины и оплаты труда и прочего).
Соответственно, первая группа отношений должна, по их мнению, регулироваться нормами публичного права, тогда как вторая — частного (трудового) [1]. На основании указанной позиции в отечественной юриспруденции была сформирована концепция разделения служебных отношений на «служебнотрудовые отношения, являющиеся по своей природе отношениями по поводу применения труда, которые складываются в процессе профессиональной деятельности государственных служащих, и государственно-служебные правоотношения, являющиеся публично-правовыми связями государственных служащих с государством, посредством которых определяется государственно-служебный статус служащих и их место в системе служебной иерархии, в государственном аппарате» [2].