По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Разграничение государственно-служебных отношений и отношений, связанных с государственной службой, как сфер регулирования служебного и трудового права

Пресняков Михаил Вячеславович д-р юрид. наук, доцент, профессор кафедры служебного и трудового права, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС 410031, г. Саратов, ул. Соборная, д. 23/25, E-mail: presnykov1972@ yandex.ru
Чаннов Сергей Евгеньевич д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой служебного и трудового права; профессор кафедры таможенного, административного и финансового права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им.
Н.Г. Чернышевского Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС 410031, г. Саратов, ул. Соборная, д. 23/25, E-mail: sergeychannov@ yandex.ru

В статье анализируются вопросы выделения различных видов служебных отношений в контексте регулирования их служебным и трудовым законодательством. Авторы приходят к выводу о допустимости выделения различных видов служебных отношений, в том числе собственно государственно-служебных и связанных со службой. В перспективе данная классификация может стать основой для разграничения сфер регулирования служебного и трудового права, однако в настоящее время действующее законодательство не позволяет проводить указанное разделение таким образом.

Литература:

1. Юсупов В.А. Теория административного права. — М., 1985. — С. 44; Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. — M., 1997. — С. 30–31; Маноxин В.М. Нужны основы законодательства о службе Российской Федерации // Государство и право. — 1997. — №9. — С. 9; и др.

2. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. — Екатеринбург, 2005. — С. 121.

3. Добробаба М.Б. Дисциплинарная ответственность в системе государственно-служебных правоотношений: дис. … д-ра юрид. наук. — Саратов, 2017. — С. 166–167.

4. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. — Екатеринбург, 2005. — С. 126.

5. Бегичев Б.К. Особенности правового положения служащих как субъектов трудового права // Сборник ученых трудов. Вып. 4. — Свердловск, 1964. — С. 167.

6. Дедкова Т.А. Особенности регулирования труда государственных служащих администрации субъекта Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Томск, 2000. — С. 9.

7. Гришковец А.А. Государственная гражданская служба: вопросы соотношения административного и трудового права. Часть 2 // Кадровик. — 2020. — №10. — С. 42–52.

8. Трудовое право: учебник для приклад ного бакалавриата / под ред. В.Л. Гейхмана. — М.: Юрайт, 2015. — 407 с.; Пресняков М.В., Чан нов С.Е. Трудовое право России: учебник. — М.: Юрист, 2007. — С. 22–23.

Как известно, урегулированные правом отношения, возникающие в различных сферах общественной жизни, имеют различную специфику. Это позволяет разделять возникающие при их урегулировании юридическими нормами правоотношения на конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. д. Служебные правоотношения, таким образом, также являются разновидностью правоотношений и имеют определенные специфические черты, позволяющие отличить их от других правоотношений.

Государственный служащий, осуществляя профессиональную деятельность в аппарате государственного управления, вступает в различные отношения внутри этого аппарата.

Основой для понимания сущности служебных правоотношений выступает то, что они возникают в процессе служебной деятельности государственных и муниципальных служащих и урегулированы нормами законодательства о государственной и муниципальной службе. Однако сами по себе общественные отношения в сфере государственной и муниципальной службы являются, с одной стороны, достаточно обширными, с другой — неоднородными.

Данный вопрос достаточно давно изучается различными специалистами в области государственной службы, в первую очередь представителями наук административного и трудового права. Проводя разделение по содержанию отношений государственной службы, целый ряд ученых обосновали точку зрения, в соответствии с которой они делятся на две основные группы:

1) отношения, складывающиеся в процессе организации государственной службы (в связи с подготовкой, подбором и расстановкой кадров; в связи с установлением статуса государственной должности; а также в связи с замещением должностей);

2) отношения, складывающиеся в ходе практического осуществления государственной службы (в процессе деятельности работника внутри государственного органа, где он занимает штатную должность; в процессе организации рабочего времени и времени отдыха, дисциплины и оплаты труда и прочего).

Соответственно, первая группа отношений должна, по их мнению, регулироваться нормами публичного права, тогда как вторая — частного (трудового) [1]. На основании указанной позиции в отечественной юриспруденции была сформирована концепция разделения служебных отношений на «служебнотрудовые отношения, являющиеся по своей природе отношениями по поводу применения труда, которые складываются в процессе профессиональной деятельности государственных служащих, и государственно-служебные правоотношения, являющиеся публично-правовыми связями государственных служащих с государством, посредством которых определяется государственно-служебный статус служащих и их место в системе служебной иерархии, в государственном аппарате» [2].

Для Цитирования:
Пресняков Михаил Вячеславович, Чаннов Сергей Евгеньевич, Н.Г. Чернышевского, Разграничение государственно-служебных отношений и отношений, связанных с государственной службой, как сфер регулирования служебного и трудового права. Кадровик. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: