Защита трудовых прав и интересов работников и работодателей является одной из ключевых целей действующего трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ) [1]. Основные способы реализации права на защиту трудовых прав и свобод закреплены в ст. 352 ТК РФ. Важнейшим и самым часто применяемым способом является обращение в суд.
По справедливому замечанию А.А. Бережнова, в периоды экономических кризисов, когда резко возрастает количество нарушений прав работников со стороны работодателей, стремившихся сократить свои издержки за счет снижения расходов на персонал, то есть уровня правовых гарантий работникам, состоящим с ними в трудовых отношениях, наблюдается увеличение количества индивидуальных трудовых споров. При этом отсутствие адекватных механизмов их досудебного разрешения обусловливает массовое обращение работников в суды за защитой нарушенных прав [2, с. 3].
Представляется, что одной из причин обращения в суд, минуя досудебные способы урегулирования возникших разногласий, является отсутствие в ст. 352 ТК РФ указания на возможность рассмотрения спора в комиссии по трудовым спорам (далее — КТС). Хотя замечу, что глава 60 ТК РФ, посвященная рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров, указывает на КТС как на один из юрисдикционных органов, обладающих правом рассматривать споры наравне с судом (ст. 382 ТК РФ).
Распространение новой коронавирусной инфекции не самым благоприятным образом отразилось на реализации прав и законных интересов работников, что неизбежно привело к росту числа индивидуальных трудовых споров.
В связи с этим важно обращать внимание на такие механизмы урегулирования разногласий, которые, с одной стороны, были бы доступными, дешевыми и удобными, с другой стороны, обеспечивали бы реализацию права на защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, а также на справедливое разрешение индивидуальных трудовых споров и исполнение принятых решений [2, с .4].
Полагаю, что рассмотрение спора в КТС — это один из тех механизмов урегулирования разногласий между работником и работодателем, который соответствует их интересам. Данный орган создается непосредственно у работодателя, что существенно сокращает сроки рассмотрения спора. Кроме того, это облегчает возможность защиты своих прав не только работником, но и работодателем в силу отсутствия жесткой процедурной регламентации. Можно отметить и минимизацию расходов и негативных правовых последствий для сторон индивидуального трудового спора. Однако главное преимущество КТС как органа, создаваемого на паритетных началах (из равного числа представителей работников и работодателя), — это возможность услышать друг друга и предотвратить развитие трудового конфликта, сохранив стабильным моральнопсихологический климат в коллективе, который является залогом устойчивого развития организации.