Если сотрудник считает, что учреждение нарушило его права, он может обратиться в суд. При этом истец часто стремится не только разрешить конфликт по сути, но и взыскать с работодателя компенсацию морального вреда (ст. 237 ТК РФ). Раньше для требования о ее выплате не были установлены отдельные сроки давности. Судьи применяли обычные сроки для трудовых споров:
• в случае увольнения — один месяц со дня, когда сотруднику вручили копию приказа о расторжении трудового договора либо выдали трудовую книжку;
• в остальных случаях — три месяца со дня, когда сотрудник узнал о нарушении своего права.
Поправки в положения Трудового кодекса о компенсации морального вреда внесены Федеральным законом от 05.04.2021 № 74-ФЗ.
В результате шансы получить компенсацию морального вреда у работника были, только если он догадался потребовать ее в основном иске. В противном случае приходилось ждать, пока суд рассмотрит дело. И когда истец добивался своего по основному иску, требовать компенсации морального вреда было поздно. Срок давности к тому времени уже истекал.
В 2020 г. Конституционный суд признал, что это явный пробел в законодательстве (постановление от 14.07.2020 № 35-П). Чтобы решить проблему, законодатели внесли изменения в ст. 391 и 392 ТК РФ.
С 16 апреля для работника предусмотрены два варианта, чтобы взыскать компенсацию морального вреда.
1. Выдвинуть требование о выплате одновременно с основным иском в защиту своих прав. Например, наряду с требованием о восстановлении на работе или об отмене дисциплинарного взыскания.
2. Подать отдельный иск после того, как суд восстановит права работника полностью или частично. Это можно сделать в течение трех месяцев после того, как вступит в силу решение суда. Новый срок давности предусмотрен в ч. 3 ст. 392 ТК РФ.
Таким образом, у сотрудников стало больше времени, чтобы добиться от работодателей возмещения морального вреда.
Под моральным вредом понимают нравственные или физические страдания человека, причиненные действиями или бездействием работодателя. Речь идет о ситуации, когда эти действия или бездействие посягали на жизнь, здоровье человека, его деловую репутацию, личную тайну, право авторства, другие неимущественные и имущественные права.