Вопросы правового регулирования продолжительности рабочего времени всегда оставались и остаются в центре внимания. Нормы работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени не являются исключением. Основной разновидностью такой работы в соответствии со ст. 97 является сверхурочная работа.
Понятие «сверхурочная работа» связано с возникновением понятия «нормальная продолжительность рабочего времени». Проблема заключается в том, что зачастую возникают вопросы, связанные с оформлением порядка привлечения работника к сверхурочной работе, предоставления компенсации за сверхурочную работу, а также ограничение ее по количеству часов, отличие сверхурочной работы от ненормированного режима рабочего времени и работы в выходные и праздничные дни.
В Кодексе законов о труде РСФСР (далее – КЗоТ РСФСР) 1918 г., КЗоТ РСФСР 1922 г., КЗоТ РСФСР 1971 г. привлечение работников к сверхурочным работам, как правило, не допускалось, то есть законодатель фактически запрещал производство работ сверх установленных лимитов времени. По-иному обстоит дело в Трудовом Кодексе РФ (далее – ТК РФ), в ст. 99 которого закреплено, что работодатель имеет право привлекать работников к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника, а именно: к сверхурочной работе; к работе на условиях ненормированного рабочего дня. Некоторые авторы усматривают в этом возможное повышение риска злоупотреблений со стороны работодателя [1, с. 124], другие исследователи обосновывают это потребностями современного общества, так как благосостояние отдельного работника зависит от эффективности деятельности работодателя, который должен располагать законодательно закрепленными средствами для достижения указанной эффективности [2, с. 24].
По мнению Л.Н. Гайдуковой, «отдельные работодатели могут использовать данное новшество – применять сверхурочные работы – без достаточных к тому оснований. Естественно, при такой ситуации повышается вероятность возникновения трудовых конфликтов» [3, с. 41]. А профессор А.М. Куренной утверждает, что с принятием данного нововведения «разрублен «гордиев узел» проблем, касающихся проведения сверхурочных работ исключительно с согласия работника, теперь в ряде случаев, имеющих форс-мажорный характер, согласия работника не требуется» [4, с. 12].