Не секрет, что психологические навыки являются одним из непременных факторов деятельности успешного руководителя. Менеджмент молодеет, всё более молодые управленцы приходят к власти, а это значит — времени научиться на практике уже нет, надо уже в 25 знать и уметь использовать некоторые основные базовые психологические принципы взаимодействия. Грамотный, хороший специалист — не всегда хороший руководитель, очень даже не всегда. Как результат — управленческая деятельность «не пошла», задание не выполнено или выполнено не в срок.
Причем управление любыми ресурсами можно перепоручить, делегировать специалистам, кроме одного, человеческого.
Но, к сожалению, в вузах при подготовке инженерных кадров, которые после выпуска, как правило, и приходят к руководящей работе начиная с бригадира, мастера и вплоть до высшего управленческого персонала, программой не предусматривается изучение дисциплин, связанных с управлением людьми,— «Психология управления», «Управление персоналом», «Конфликтология». В промышленно развитых странах получение любой руководящей должности так или иначе связано с образованием в сфере технологий управления именно людьми. Хочу добавить во введении одно: знания, умения и навыки взаимодействия — это системные знания, трудно изменить привычные образцы мышления, штампы реагирования, модели поведения одномоментно или за короткий срок. Наша психика сопротивляется — чем больше прессинг, тем сильнее внутреннее сопротивление. Где заканчивается тренинг — «делай так, как я говорю» — на пороге. Можно «надрессировать» на определенное поведение, но без осознания фундамента, зачем так надо делать, в чем причина поведения — любой тренинг будет хорош для тех конкретно условий, под которые он проводился. Изменились условия — всё, менеджер не подстраивается, не меняет модели поведения под изменившуюся окружающую среду.
Вот почему, на наш взгляд, всё более актуальна фраза «Человек, пойми себя сам!» Вот почему наличие эмоционального интеллекта становится всё более востребовано у руководителя. Именно эмоциональный интеллект помогает менеджеру успешно функционировать в постоянно меняющейся среде.