Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Из данной нормы логично вытекает обязанность государства создавать социальное законодательство, устанавливающее предоставление льгот и компенсаций для отдельных категорий граждан, нуждающихся в правовой защите. Соответственно, в трудовом законодательстве существует целый комплекс норм, в которых закреплены преимущества и ограничения, которые должны обеспечивать равный уровень прав и возможностей для всех категорий работников. Конституционный принцип равенства находит совою реализацию в различных нормах трудового законодательства.
Общеправовой принцип равенства, получивший закрепление в ст. 19 Конституции РФ, может рассматриваться в сопоставлении с дифференциацией трудовых отношений. Дифференциация правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений заключается в том, что законодатель устанавливает нормы специального действия, приспосабливающие общие правовые установления к субъектам трудового права или специфическим условиям труда. Дифференциация выступает противоположностью единства правового регулирования и существования единого правового статуса работников.
В словаре по трудовому праву Ю.П. Орловского дифференциация трудового права рассматривается как «различия в правовых формах, обусловленных местом, условиями работы, правовым статусом организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях, половозрастными особенностями работника и иными факторами» [1].
К субъективным основаниям дифференциации правового регулирования труда относятся половозрастные отличия, состояние трудоспособности, семейное положение работника, совмещение работы с обучением.
К общим в институте рабочего времени относятся, например, норма о нормальной продолжительности рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ), норма об установлении по соглашению сторон трудового договора неполного рабочего времени (неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, в том числе с разделением рабочего дня на части) (ст. 93 ТК РФ); о сокращении продолжительности работы (смены) в ночное время на один час без последующей отработки (ст. 96 ТК РФ); о порядке привлечения работника к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ) и др.