Профсоюзная организация (профсоюз), зарегистрированная в качестве юридического лица, является общественной организацией, которая, в свою очередь, представляет собой одну из организационно-правовых форм, в которых создаются некоммерческие организации (пп. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 4 ч. 8 ст. 3 федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Следовательно, к отношениям, возникающим в связи с ликвидацией профсоюзов, применяются нормы ГК РФ, федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон № 10-ФЗ), федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ) и федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ). Основания и порядок внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записей, связанных с ликвидацией юридических лиц, урегулирован федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) (смотрите также абз. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 10-ФЗ).
Условно процедуру ликвидации профсоюза можно разделить на несколько этапов.
Принятие решения о ликвидации общественного объединения, включая профсоюз, относится к исключительной компетенции его высшего органа – съезда (конференции) или общего собрания (п. 2 ст. 65.3, п. 2 ст. 123.1 ГК РФ, ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 26 Закона № 82-ФЗ, п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ). Такое решение принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с уставом профсоюза (абз. 2 п. 4 ст. 29 Закона № 7-ФЗ, п. 2 ст. 7 Закона № 10-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ).