По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Противодействие нелегальной занятости

Погодина Ирина Владимировна заведующий кафедрой финансового права и таможенной деятельности, Юридический институт, ФГБОУ «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир, Россия, E-mail: ipogodina@vlsu.ru
Зайцева Василиса Сергеевна специалист по УМР кафедры ПООБП, аспирант, Юридический институт, ФГБОУ «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир, Россия, E-mail: vaselisa.zaitsewa@yandex.ru

Проблема нелегальной занятости населения актуальна для современной России. В статье указывается на негативные последствия нелегальной занятости. Авторами акцентируется внимание на положениях гл. 13 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которыми в субъектах страны будут действовать межведомственные комиссии по противодействию нелегальной занятости. В работе обозначены цели и задачи работы межведомственной комиссии, ее полномочия, механизм действия, а также планируемые результаты деятельности.

Литература:

1. Галаева, Л. А. Нелегальная занятость: проблемы привлечения к ответственности субъектов трудовых отношений / Л. А. Галаева // Российский журнал правовых исследований. — 2016. — Т. 3. — № 3(8). — С. 138–143. EDN ZDMEJL.

2. Антропов Р. В., Антропова Н. А. Нелегальная занятость на рынке труда в Германии: способы противодействия // Миграционное право. — 2020. — № 3. — С. 24–27.

3. Flabbi L., Tejada M. M. Are informal self-employment and informal employment as employee behaviorally distinct labor force states? // Economics Letters. — 2023.— Vol.231. 111278. ISSN 0165-1765 [Электронный ресурс]. — URL: https://doi.org/10.1016/j.econlet.2023.111278 (дата обращения: 30.09.2024).

4. Coşkun S. Informal employment and business cycles in emerging market economies // Journal of Macroeconomics. — 2022. — Vol. 74. 103452. ISSN 0164-0704 [Электронный ресурс]. — URL: https://doi.org/10.1016/j.jmacro.2022.103452 (дата обращения: 28.09.2024).

5. Moghaddasi A., Kelishomi, Nisticò R. Economic sanctions and informal employment // Labour Economics. — 2024. — Vol. 89. 102581. ISSN 0927-5371 [Электронный ресурс]. — URL: https://doi.org/10.1016/j.labeco.2024.102581 (дата обращения: 28.09.2024).

6. Выйти из тени, или Мониторинг «серых» зарплат [Электронный ресурс]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vyiti-iz-teni-ili-monitoring-serykh-zarplat (дата обращения: 28.09.2024).

7. Федеральная антимонопольная служба: официальный сайт Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://fas.gov.ru/extended_search?utf8=✓&filter_materi als%5Bquery%5D=о+платформенной+ экономике&filter_materials%5Btype%5D=news (дата обращения: 28.09.2024).

8. Зимакова М. А. Актуальные проблемы борьбы с «серыми» зарплатами и нелегальной занятостью в Российской Федерации // Налоги. — 2024. — № 2. — С. 15–18.

Легальное определение занятости содержится в ст. 2 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Под занятостью населения традиционно понимают экономическую деятельность людей, наличие у них работы, любого легитимного занятия, приносящего доход [1].

Лицо, получающее доход, обязано платить налог. Государство заинтересовано в том, чтобы люди работали официально, и стремится дать занятым гражданам ряд гарантий, закрепляя их в законодательстве (оплачиваемый больничный, гарантия отпуска, своевременная выплата зарплаты и т. п.). Показатели занятости населения (какой процент населения трудится, сколько людей официально трудоустроено и т.п.) оказывают непосредственное влияние на социальную и экономическую жизнь общества. Поэтому государство нуждается в разработке норм права, регулирующих вопросы занятости населения. В Российской Федерации эта сфера регулируется Федеральным законом от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» и иными актами.

Острой проблемой для регулирования является нелегальная за­нятость, т. е. трудовая деятельность, которая осуществляется с нарушением законодательства. Например, в Германии нелегальной считается любая трудовая деятельность, которая связана с сокрытием налогов и уклонением от уплаты социальных взносов [2]. Нанятого работника определяют, как неформального, если он не вносит вклад в социальное обеспечение [3]. Такой подход соответствует рекомендациям Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации каждый работодатель обязан в установленной законом форме и в установленный срок заключить с работником трудовой договор в письменной форме. Данное требование выполняют не все работодатели. Чаще всего игнорируют заключение трудового договора работодатели — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями [1]. Многие работодатели не заключают со своими наемными работниками трудовые договоры с той целью, чтобы избежать уплаты налогов, предоставления гарантий.

Для Цитирования:
Погодина Ирина Владимировна, Зайцева Василиса Сергеевна, Противодействие нелегальной занятости. Кадровик. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: