Квалификация работника в ст. 195.1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) определяется как уровень четырех показателей, каждый из которых имеет самостоятельное значение: знания, умения, профессиональные навыки, опыт работы. Согласно логике законодателя, квалификация отражает, что знает, умеет работник и как длительно им осуществляется трудовая деятельность.
Квалификация не является тем качеством, свойством, которое не меняется с течением времени. Напротив, знания, умения, навыки могут как приобретаться, так и сокращаться (утрачиваться), а опыт работы может увеличиваться либо оставаться на прежнем уровне. Длительный перерыв в работе, сопровождаемый внедрением на производстве нового оборудования, навыков работы на котором лицо не имеет, росту квалификации способствовать не будет.
Квалификация не является тем качеством, свойством, которое не меняется с течением времени.
В легальном определении образования, содержащемся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», подобно ТК РФ указывается на знания, умения и навыки, опыт деятельности, но образование не сводится только к ним, а включает в себя также, в частности, ценностные установки. Кроме того, образование рассматривается законодателем и как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения [1].
Следовательно, образование и квалификация работника, несмотря на некоторые черты сходства, не являются терминами-синонимами, их идентичность исключается.
Термин «квалификация» определяется и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Общим в определениях квалификации, содержащихся в ТК РФ (применительно к работнику) и в данном законе, является понимание квалификации как уровня знаний, умений и навыков.
Отличия сводятся к тому, что квалификацию по ТК РФ характеризует дополнительно опыт работы, навыки рассматриваются в качестве профессиональных, а в названном законе опыт работы не обозначен, а указаны компетенции, отражающие подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.