По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Профориентационная трудовая смена на промышленных предприятиях как инструмент усиления привлекательности производственных профессий и бренда работодателя

Девятова Юлия Павловна студент, кафедра экономики труда и управления персоналом, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
Медведева Анастасия Алексеевна студент, кафедра экономики труда и управления персоналом, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
Пеша Анастасия Владимировна канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики труда и управления персоналом, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45

В условиях прогрессирующего кадрового дефицита в промышленном секторе экономики и снижения привлекательности производственного труда среди молодого поколения службы управления персоналом сталкиваются с необходимостью стратегического формирования кадрового резерва посредством ведения профориентационной работы. Ввиду этого актуальность приобретает тенденция возрождения советской практики летних трудовых лагерей как эффективного инструмента профессионального ориентирования молодежи и формирования привлекательного бренда работодателя. Настоящее исследование представляет комплексный анализ современного опыта организации профориентационных трудовых лагерей на базе промышленных предприятий. В содержании статьи представлена практика реализованного проекта профориентационной трудовой смены «Юные горняки» на базе горнодобывающего предприятия в городе Реже. По итогам исследования выявлено, что организация трудовых смен способствует профессиональному самоопределению подростков, обеспечивает стратегическое формирование кадрового резерва для привлечения молодых специалистов и усиливает привлекательность работодателя.

Литература:

1. Сиденко М. А. Необходимость введения профориентации в рамках школьной программы. Анализ социального и экономического эффектов / М. А. Сиденко, Т. Б. Шорина // Юный ученый. — 2025. — № 7 (92). — С. 67–80 [Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/young/archive/92/5091/.

2. Долженко Р. А., Долженко С. Б., Свинин С. В. Работа на промышленных предприятиях: ценностные ориентации молодежи //Социально-трудовые исследования. — 2024. — № 3 (56). — С. 156–165.

3. Девятова Ю. П. Исследование эффективности профориентационной деятельности на горнодобывающем предприятии / Ю. П. Девятова, А. В. Пеша // Кадровик. — 2025. — № 6. — С. 84–91. EDN VVZVZS.

4. Атаева С. А., Гараджаев М. А. Профориентация и ее роль в развитии карьеры // Вестник науки. — 2023. — Т. 4. — № 4 (61). — С. 11–14.

5. Девятова Ю. П. Квест как современная форма профориентационной работы / Ю. П. Девятова, К. С. Кострова, А. А. Медведева; Уральский государственный экономический университет // Многополярный мир в фокусе новой действительности: материалы XIII Евразийского экономического форума молодежи, Екатеринбург, 24–28 апреля 2023 г. — Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2023. — Т. 4. — С. 149–151. EDN SOTYND.

6. Калугина Т. Г., Вербицкая Н. О. Профессиональная ориентация школьников в восполнении рынка труда рабочими кадрами новой формации // Современные проблемы науки и образования. — 2023. — № 6 [Электронный ресурс]. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33124

7. Димке Д. В. Летние трудовые школьные лагеря начала 1960-х годов как анклавы советского идеализма // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. — 2013.— № 2 (22) [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/letnie-trudovye-shkolnye-lagerya-nachala-1960-h-godov-kak-anklavy-sovetskogo-idealizma

8. Нейберт А. Е. История становления и развития института трудоустройства несовершеннолетних в России // Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки. — 2023. — С. 98–100.

9. Шленская Н. М. Профориентация в российской образовательной практике: обзор предметного поля // Работа и карьера. — 2022. — № 1 (3). — С. 54–75. https://doi.org/10.56414/jeac.2022.19.

10. Саблин К. С., Нестеров А. Ю. Инновационная активность и социальная ответственность крупного бизнеса: роль политических связей // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). — 2023. — Т. 14. — № 4. — С. 18–30.

11. Коломенский завод [Электронный ресурс]. — URL: https://kolomnadiesel.com/.

12. СИБУР // «Нижнекамскнефтехим» запустил первую «Молодежную смену СИБУРа» для подростков [Электронный ресурс]. — URL: https://www.sibur.ru/nknh/ru/.

13. Девятова Ю. П. Проблемы удержания молодежи в малых городах / Ю. П. Девятова, А. В. Пеша // Кадровик. — 2023. — № 10. — С. 57–64. EDN WOUXPG.

Современный рынок труда Свердловской области сталкивается с прогрессирующим кадровым дефицитом, обусловленным рядом сопутствующих проблем: демографический кризис (в 2024 г. зафиксирован самый низкий показатель рождаемости за последние 20 лет); урбанизация (доля городского населения составляет 86%); миграция (миграционная убыль в 2024 г. составила 1883 человека) (источник: https://rosstat.gov.ru/); а также изменения в отношении молодежи к профессиональному самоопределению. Согласно результатам исследований лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, около 50% выпускников средних общеобразовательных учреждений не соотносят выбор будущей профессии со своими реальными возможностями, а 67 % не имеют представления о сущности выбранной профессии [1].

Наиболее острую потребность в молодых специалистах испытывает одна из базовых отраслей российской экономики — промышленное производство [2]. Основная доля вакансий на рынке труда приходится на обозначенный экономический сектор, а в 2024 г. спрос увеличился на 19 % (https://ekaterinburg.superjob.ru/pro/5978/). Ввиду изменений ценностей молодежи и их представлений о работе на «заводах», а также увеличением негативных стереотипов о характере производственного труда промышленные предприятия сталкиваются с серьезными вызовами формирования позитивного восприятия молодыми людьми рабочих профессий [3].

Таким образом, в сложившихся социально-экономических условиях особую актуальность приобретает вопрос профессиональной ориентации молодого поколения. Необходимостью становится разработка новых форм профориентационной работы, направленных на формирование у подростков устойчивой мотивации к трудовой деятельности в производственном секторе [4, 5].

Одной из наиболее эффективных форм знакомства подрастающего поколения с реальным производством является непосредственное их погружение в трудовые процессы, а именно возрождение советской практики летних трудовых лагерей на базе промышленного предприятия. Данный подход позволяет не просто познакомить молодых людей со спецификой производственных профессий, но и сформировать у них первые профессиональные компетенции и трудовые навыки [6].

Для Цитирования:
Девятова Юлия Павловна, Медведева Анастасия Алексеевна, Пеша Анастасия Владимировна, Профориентационная трудовая смена на промышленных предприятиях как инструмент усиления привлекательности производственных профессий и бренда работодателя. Кадровик. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: