Современный рынок труда Свердловской области сталкивается с прогрессирующим кадровым дефицитом, обусловленным рядом сопутствующих проблем: демографический кризис (в 2024 г. зафиксирован самый низкий показатель рождаемости за последние 20 лет); урбанизация (доля городского населения составляет 86%); миграция (миграционная убыль в 2024 г. составила 1883 человека) (источник: https://rosstat.gov.ru/); а также изменения в отношении молодежи к профессиональному самоопределению. Согласно результатам исследований лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, около 50% выпускников средних общеобразовательных учреждений не соотносят выбор будущей профессии со своими реальными возможностями, а 67 % не имеют представления о сущности выбранной профессии [1].
Наиболее острую потребность в молодых специалистах испытывает одна из базовых отраслей российской экономики — промышленное производство [2]. Основная доля вакансий на рынке труда приходится на обозначенный экономический сектор, а в 2024 г. спрос увеличился на 19 % (https://ekaterinburg.superjob.ru/pro/5978/). Ввиду изменений ценностей молодежи и их представлений о работе на «заводах», а также увеличением негативных стереотипов о характере производственного труда промышленные предприятия сталкиваются с серьезными вызовами формирования позитивного восприятия молодыми людьми рабочих профессий [3].
Таким образом, в сложившихся социально-экономических условиях особую актуальность приобретает вопрос профессиональной ориентации молодого поколения. Необходимостью становится разработка новых форм профориентационной работы, направленных на формирование у подростков устойчивой мотивации к трудовой деятельности в производственном секторе [4, 5].
Одной из наиболее эффективных форм знакомства подрастающего поколения с реальным производством является непосредственное их погружение в трудовые процессы, а именно возрождение советской практики летних трудовых лагерей на базе промышленного предприятия. Данный подход позволяет не просто познакомить молодых людей со спецификой производственных профессий, но и сформировать у них первые профессиональные компетенции и трудовые навыки [6].