В новых рыночных условиях, когда компании часто интуитивно исследуют рыночную среду, совершая множество ошибок и просчетов, профессия маркетолога вновь становится востребованной.
В 2022 г. на российском рынке труда наблюдалось более 50 тыс. вакансий для маркетологов различных направлений. Среди наиболее востребованных маркетинговых профессий четверть составляли менеджеры по работе с клиентами (они же аккаунт-менеджеры); 22% — PR-специалисты; по 18% — интернет-маркетологи, менеджеры по продвижению и ивент-менеджеры. Существенно вырос спрос на digital- и SMM-маркетологов1. В начале 2023 г. наблюдалось некоторое сокращение числа вакансий в области маркетинга, связанное в основном с уходом с российского рынка труда ряда зарубежных компаний. Однако, по оценкам аналитиков, уровень конкуренции соискателей остается крайне высоким, а работодатели предпочитают повышать требования к компетенциям будущих сотрудников, стараясь выбрать наиболее квалифицированных и перспективных.
Целью профессиональной деятельностью маркетолога профессиональный стандарт считает «разработку и реализацию комплекса мер и подходов к ведению бизнеса, обеспечивающие создание и эффективное управление маркетинговой деятельностью».
Самыми распространенными профессиями являются:
• «специалист по маркетингу»;
• «аналитик»;
• «менеджер по рекламе»;
• «менеджер по связям с общественностью».
Компетенции специалистов данной области (их часто раскладывают в соответствии с образовательными стандартами подготовки на знания, умения и навыки) очень разнообразны. Они определяются сферой деятельности, масштабами, целями и задачами организаций. Безусловно, есть те компетенции, которые принято называть ключевыми. В профессиональном стандарте маркетолога сначала представлены навыки (трудовая функция), затем— нужные умения, а в конце перечисляются необходимые знания.
Остановимся на наиболее существенных компетенциях современных маркетологов.