По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Профессия «маркетолог»: новые компетенции в меняющихся рыночных реалиях

Крылова Елена Борисовна д-р экон. наук, профессор кафедры экономических и финансовых дисциплин, Московский гуманитарный университет, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Е-mail: Ekrylova@mosgu.ru
Симакина Марина Анатольевна канд. экон. наук, доцент кафедры экономических и финансовых дисциплин, Московский гуманитарный университет, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: msimakina@mosgu.ru
Кожина Ольга Михайловна доцент кафедры экономических и финансовых дисциплин, Московский гуманитарный университет, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: olgamanord@mail.ru

В статье рассматриваются профессиональные компетенции маркетологов, требования со стороны бизнес-сообщества.

Литература:

1. Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 4 июня 2018 г. № 366н «Об утверждении профессионального стандарта «Маркетолог».

2. Маркетинг в России. Справочник Гильдии маркетологов (2017)/ Под общ. ред. И. С. Березина.— М.: Гильдия маркетологов, 2017. — 272 с.

3. Рахова М. В. Формирование профессиональных компетенций при подготовке маркетологов: формы эффективного взаимодействия образовательных организаций и представителей бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. — 2023. — Т. 13. — №9.— С.3619–3630.

4. Симакина М.А. Профессиональные компетенции digital-маркетолога: к постановке вопроса // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: мат-лы XV Международной научной конференции. — М.: Социум, 2019. — С.524–529.

5. Симакина М. А. Профессиональные компетенции интернет-маркетолога: источники формирования и определения // Знание. Понимание. Умение. — 2020. — № 1. — С. 162–172.

6. Шевченко Д.А. Каким быть маркетологу: профессиональные стандарты подготовки специалистов в вузах // Практический маркетинг. — 2013. — №11 (201). — С. 36–40.

В новых рыночных условиях, когда компании часто интуитивно исследуют рыночную среду, совершая множество ошибок и просчетов, профессия маркетолога вновь становится востребованной.

В 2022 г. на российском рынке труда наблюдалось более 50 тыс. вакансий для маркетологов различных направлений. Среди наиболее востребованных маркетинговых профессий четверть составляли менеджеры по работе с клиентами (они же аккаунт-менеджеры); 22% — PR-специалисты; по 18% — интернет-маркетологи, менеджеры по продвижению и ивент-менеджеры. Существенно вырос спрос на digital- и SMM-маркетологов1. В начале 2023 г. наблюдалось некоторое сокращение числа вакансий в области маркетинга, связанное в основном с уходом с российского рынка труда ряда зарубежных компаний. Однако, по оценкам аналитиков, уровень конкуренции соискателей остается крайне высоким, а работодатели предпочитают повышать требования к компетенциям будущих сотрудников, стараясь выбрать наиболее квалифицированных и перспективных.

Целью профессиональной деятельностью маркетолога профессиональный стандарт считает «разработку и реализацию комплекса мер и подходов к ведению бизнеса, обеспечивающие создание и эффективное управление маркетинговой деятельностью».

Самыми распространенными профессиями являются:

• «специалист по маркетингу»;

• «аналитик»;

• «менеджер по рекламе»;

• «менеджер по связям с общественностью».

Компетенции специалистов данной области (их часто раскладывают в соответствии с образовательными стандартами подготовки на знания, умения и навыки) очень разнообразны. Они определяются сферой деятельности, масштабами, целями и задачами организаций. Безусловно, есть те компетенции, которые принято называть ключевыми. В профессиональном стандарте маркетолога сначала представлены навыки (трудовая функция), затем— нужные умения, а в конце перечисляются необходимые знания.

Остановимся на наиболее существенных компетенциях современных маркетологов.

Для Цитирования:
Крылова Елена Борисовна, Симакина Марина Анатольевна, Кожина Ольга Михайловна, Профессия «маркетолог»: новые компетенции в меняющихся рыночных реалиях. Кадровик. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: