С 2009 г. в федеральных государственных образовательных стандартах акцентируется внимание на том, что обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
В современных условиях хозяйствования распространение глобализационных и активизации интеграционных процессов, масштабных инновационных преобразований регулирования развития образования играет важную роль в повышении уровня конкурентоспособности молодежи на отечественном и международном рынках труда, а инновационное направление социально-экономического развития России требует новых подходов к эффективному использованию трудового потенциала с целью оптимального соответствия требованиям рынка и потребностей граждан.
В сфере высшего образования это означает, что студент является активным участником совместной с педагогическим коллективом деятельности и имеет право участвовать в оценке образовательной деятельности. Именно студенты испытывают на себе воздействие педагогической деятельности и являются партнерами преподавателя в образовательном процессе.
От того, насколько педагог соответствует в сознании студентов образу идеального преподавателя, во многом зависит эффективность учебного процесса. Описание образа идеального преподавателя сопряжено с выявлением основных критериев и логики оценки педагога студентами, что в конечном итоге позволяет лучше понять образовательные ожидания и запросы студентов. Учет представлений студентов способствует приближению преподавателя к образу идеального педагога, являясь одним из основных путей повышения его успешности в глазах обучающихся.
Анализ научной литературы показывает недостаток разработанности проблемы [1]. Заявленная тема традиционно изучается в рамках психологии и педагогики [2, 3], при этом исследователи редко апеллируют к результатам количественных исследований, в частности, раздаточных анкетных опросов, акцентируя внимание на механизмах межличностного восприятия, процессе формирования образа преподавателя. Основными методами получения эмпирической информации выступают неформализованное интервью, фокус-группы, наблюдение, контент-анализ эссе студентов [5] и дискуссий на социальных онлайн-платформах типа Reddit [4].