По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Профессиональные и личные качества преподавателя иностранного языка высшей школы: взгляд студентов

Сизова Юлия Сергеевна канд. экон. наук, доцент кафедры иностранных языков №1, Российский экономический университет имени им. Г.В. Плеханова, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: ju-si@mail.ru

Данная статья содержит результаты исследования, проведенного среди студентов высших учебных заведений на предмет определения профессиональных и личных качеств современного преподавателя иностранного языка. Применяемые методы сравнительного контент-анализа и анкетирования позволили выявить наиболее и наименее важные качества, которыми должен обладать преподаватель иностранного языка в вузе с точки зрения студентов. Учет представлений студентов способствует приближению преподавателя к образу идеального педагога, являясь одним из основных путей повышения его успешности в глазах обучающихся.

Литература:

1. Прохода В.А. Представления студентов и преподавателей вуза об идеальном педагоге // Социальные явления. — 2015. — №3. — С. 105–111.

2. Есипова А.А., Сатывалдиева Б. Образ современного педагога высшей школы // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 75–78.

3. Капустина Т.В., Сазыкина С.Н. Образ реального и идеального преподавателя в представлении студентов специальности «Клиническая психология» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — 2016. — № 1 — С. 81–84.

4. Chang-Kredl S., Colannino D. Constructing the Image of the Teacher on Reddit: Best and Worst Teachers // Teaching and Teacher Education. 2017; 64: 43–51.

5. Rusua C., oitu L., Panaite O. The Ideal Teacher. Theoretical and Investigative Approach // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2012; 33: 1017–1021.

6. Juan de Dios Martinez Agudo. Emotions in Second Language Teaching: Theory, Research and Teacher Education // Springer. 2018: 449.

С 2009 г. в федеральных государственных образовательных стандартах акцентируется внимание на том, что обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

В современных условиях хозяйствования распространение глобализационных и активизации интеграционных процессов, масштабных инновационных преобразований регулирования развития образования играет важную роль в повышении уровня конкурентоспособности молодежи на отечественном и международном рынках труда, а инновационное направление социально-экономического развития России требует новых подходов к эффективному использованию трудового потенциала с целью оптимального соответствия требованиям рынка и потребностей граждан.

В сфере высшего образования это означает, что студент является активным участником совместной с педагогическим коллективом деятельности и имеет право участвовать в оценке образовательной деятельности. Именно студенты испытывают на себе воздействие педагогической деятельности и являются партнерами преподавателя в образовательном процессе.

От того, насколько педагог соответствует в сознании студентов образу идеального преподавателя, во многом зависит эффективность учебного процесса. Описание образа идеального преподавателя сопряжено с выявлением основных критериев и логики оценки педагога студентами, что в конечном итоге позволяет лучше понять образовательные ожидания и запросы студентов. Учет представлений студентов способствует приближению преподавателя к образу идеального педагога, являясь одним из основных путей повышения его успешности в глазах обучающихся.

Анализ научной литературы показывает недостаток разработанности проблемы [1]. Заявленная тема традиционно изучается в рамках психологии и педагогики [2, 3], при этом исследователи редко апеллируют к результатам количественных исследований, в частности, раздаточных анкетных опросов, акцентируя внимание на механизмах межличностного восприятия, процессе формирования образа преподавателя. Основными методами получения эмпирической информации выступают неформализованное интервью, фокус-группы, наблюдение, контент-анализ эссе студентов [5] и дискуссий на социальных онлайн-платформах типа Reddit [4].

Для Цитирования:
Сизова Юлия Сергеевна, Профессиональные и личные качества преподавателя иностранного языка высшей школы: взгляд студентов. Кадровик. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: