По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Профессиональное обучение как фактор сбалансированности регионального рынка труда

Низова Людмила Михайловна д-р экон. наук, профессор кафедры СНиТ, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет», 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 3, E-mail: nizova@ yandex.ru
Исаева Валерия Васильевна 24000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 3, E-mail: lera.isaeva.00.00@bk.ru

Исследована роль профессионального обучения в решении проблем сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Авторский мониторинг показал отрицательную динамику уровней занятости и экономической активности населения, что является следствием коронавируса COVID-19. В республике Марий Эл предложение рабочей силы в 1,5 раза выше спроса на нее. Каждый четвертый безработный не имеет профессионального образования, при этом их численность возросла в 3,6 раза. Уровень общей безработицы превышает показатель как по стране на 1 % (6,8 против 5,8 %), так и собственный уровень регистрируемой безработицы (в 2,7 раза). В то же время уровень трудоустройства ищущих работу граждан сократился вдвое. Все это аргументирует отсутствие сбалансированности профессионального среза вакансий и профессионально-квалификационной структуры незанятых граждан.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 г.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Закон РФ от 19.04.1991 № 10321 «О занятости населения в Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_60/.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. №369 «О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография"».

7. Данные Департамента труда и социальной защиты РФ. — URL: http://mari-el.gov. ru/FGSZN/Pages/main.aspx.

8. Данные территориального органа Федеральной государственной статистики по Республике Марий-Эл.

9. Указ Президента Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». — URL: https://base.garant. ru/71937200/.

10. Низова Л. М. Поддержка занятости как феномен повышения производительности труда и конкурентоспособности на мезоэкономическом уровне: / Л. М.Низова, Е. А. Андреева. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2019. 224 с.

Сравнение числа заявленных вакансий и количества безработных, приступивших к профессиональному обучению по наиболее востребованным профессиям, позволило определить меры по совершенствованию профессионального обучения и дополнительного образования в рамках федерального проекта «Содействие занятости» и национального проекта «Демография».

«Не профессия выбирает человека, а человек профессию»

(Сократ)

В условиях дефицита рабочих мест и отсутствия сбалансированности спроса и предложения рабочей силы особое внимание уделяется профессиональному обучению населения. Законодательство Российской Федерации создает для этого широкие возможности. Так, в Конституции Российской Федерации определено, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [1, ст. 37].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывает органы государственной власти субъектов оказывать помощь в получении профессии [2, ст. 42].

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» возлагает на органы исполнительной власти субъектов обязанность по организации профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет [3, ст. 11].

Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» выделяет приоритетное право выпускников общеобразовательных организаций на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования [4, ст. 23].

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает гарантии и компенсации работникам, направленным на профессиональное обучение [5, ст. 187].

Реализация программ устойчивой стабилизации экономики, повышения ее конкурентоспособности возможна при успешном развитии системы непрерывного многоуровневого профессионального образования с использованием следующих направлений:

1) профессиональное образование населения, прежде всего молодежи;

Для Цитирования:
Низова Людмила Михайловна, Исаева Валерия Васильевна, Профессиональное обучение как фактор сбалансированности регионального рынка труда. Кадровик. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: