Сравнение числа заявленных вакансий и количества безработных, приступивших к профессиональному обучению по наиболее востребованным профессиям, позволило определить меры по совершенствованию профессионального обучения и дополнительного образования в рамках федерального проекта «Содействие занятости» и национального проекта «Демография».
«Не профессия выбирает человека, а человек профессию»
(Сократ)
В условиях дефицита рабочих мест и отсутствия сбалансированности спроса и предложения рабочей силы особое внимание уделяется профессиональному обучению населения. Законодательство Российской Федерации создает для этого широкие возможности. Так, в Конституции Российской Федерации определено, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [1, ст. 37].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывает органы государственной власти субъектов оказывать помощь в получении профессии [2, ст. 42].
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» возлагает на органы исполнительной власти субъектов обязанность по организации профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет [3, ст. 11].
Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» выделяет приоритетное право выпускников общеобразовательных организаций на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования [4, ст. 23].
Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает гарантии и компенсации работникам, направленным на профессиональное обучение [5, ст. 187].
Реализация программ устойчивой стабилизации экономики, повышения ее конкурентоспособности возможна при успешном развитии системы непрерывного многоуровневого профессионального образования с использованием следующих направлений:
1) профессиональное образование населения, прежде всего молодежи;