По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Профессиональное образование – гарантия трудоустройства инвалидов?

Калашник Наталья Ивановна канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса, е-mail: nat.kalashnik@ gmail.com. Алтайский государственный университет, г. Барнаул
Киселева Елена Викторовна канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса, е-mail: elenvik@inbox.ru. Алтайский государственный университет, г. Барнаул

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи профессионального образования с последующим трудоустройством инвалидов. Инвалидам сложнее получить профессиональное образование, а также реализоваться в полученной профессии в силу особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей. Сформированный на государственном уровне и на уровне субъектов РФ перечень гарантий трудоустройства инвалидов не в полной мере решает весь круг сложившихся проблем. Предлагается начинать профессиональную ориентацию инвалидов на этапах основного общего и среднего общего образования, а также принять нормативный правовой акт, устанавливающий систему профессионального ориентирования инвалидов. Такой подход может стать гарантией трудоустройства инвалидов и позволит на этапе выбора профессии определить вид трудовой деятельности, в котором они смогут успешно реализоваться.

Литература:

1. Численность инвалидов на 01.06.2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sfri.ru/stat.

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.

3. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. – 2014. – № 49 (ч. VI). – Ст. 6928.

4. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 // Бюллетень международных договоров. – 2013. – № 7. – С. 45–67.

5. Постановление правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы» // СЗ РФ. – 2015. – № 49. – Ст. 6987; распоряжение правительства РФ от 10.05.2017 № 893-р «Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 годы» // СЗ РФ. – 2017. – № 21. – Ст. 3039; приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2017 № 625 «Об утверждении Типовой программы по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71655690/#ixzz5.

6. Постановление администрации Алтайского края от 29.04.2016 № 152 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Доступная среда в Алтайском крае» на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

7. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 7598.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1).

9. Кирилловых А.А. Правовые механизмы допуска и обеспечения профессиональной деятельности инвалидов по зрению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.

10. Постановление администрации Алтайского края от 22.10.2014 № 492 «Об утверждении государственной программы Алтайского края “Содействие занятости населения Алтайского края” на 2015–2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

11. Письмо Минобрнауки России от 02.02.2016 № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.

Количество инвалидов в Российской Федера ции неу к лонно возрастает. По данным Федерального реестра инвалидов, на 1 июня 2018 г. в России зарегистрировано 11,5 млн инвалидов, из которых 58 % женщины-инва лиды, 42 % мужчины-инвалиды. Детей-инвалидов зарегистрировано 665,2 тыс. человек (5,5 %) [1].

Социальная успешность инвалидов во многом зависит от их профессиональной реализации. Воспользовавшись только правом на получение профессионального образования (среднего профессионального, высшего), инвалидам невозможно достигнуть духовной и материальной независимости наравне со здоровыми людьми.

Для профессиональной реализации инвалидов необходимо преодоление таких проблем, как профессиональная дезориентация, низкая конкурентоспособность на рынке труда, ограниченная возможность трудоустройства на рабочих местах с особыми условиями труда.

Инвалиды как уязвимая категория населения нуждаются в дополнительной поддержке государства и общества. В силу этого вопросы профессионального образования и трудоустройства инвалидов сегодня находятся в центре внимания государства, научной среды и гражданского общества.

Согласно ст. 7 Конституции РФ [2] в нашем государстве провозглашена социальная политика, которая предполагает создание условий для достойной жизни и свободного развития каждого гражда нина Российской Федерации независимо от состояния его здоровья и какихлибо физиологических отклонений. В декабре 2014 г. Россия ратифицировала [3] конвенцию ООН «О правах инвалидов» 2006 г. [4]. Кроме того, за последние годы были приняты различные нормативные правовые акты как на федеральном [5], так и на региональном уровнях [6].

Конвенция о правах инвалидов устанавливает, что государстваучастники признают право инвалидов на образование и обеспечивают возможность доступа инвалидов к общему высшему образованию, профессиона льном у обу чению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими.

Государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими, которое обеспечивается путем принятия, в том числе в законодательном порядке, мер, направленных, в частности, на наделение инвалидов возможностью эффективного доступа к профессиональному и непрерывному обучению. Такой подход способствует трудоустройству таких лиц и их успешной профессиональной реализации.

Для Цитирования:
Калашник Наталья Ивановна, Киселева Елена Викторовна, Профессиональное образование – гарантия трудоустройства инвалидов?. Кадровик. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: