По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Профессиональная ориентация как фактор успешного трудоустройства граждан

Низова Людмила Михайловна д-р экон. наук, профессор кафедры СНиТ E-mail: nizova@yandex.ru, Поволжский государственный технологический университет, 424006, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Андреева Екатерина Александровна магистрант E-mail: eka.and@bk.ru, Поволжский государственный технологический университет, 424006, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Исследуется институциональная основа профессиональной ориентации, в которой особый акцент сделан на международные и отечественные законодательные акты. На основе мониторинга проведена динамика среднегодовой численности занятых в Российской Федерации, структура занятости населения по видам экономической деятельности на федеральном и региональном уровнях. Это позволило выявить приоритеты и проблемы, определить меры по взаимосвязи профессиональной ориентации и трудоустройства граждан.

Литература:

1. Конвенция Международной организации труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957–199 0. Т. I I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 1751–1754.

2. Рекомендация Между народной организации труда «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка ка дров и непрерывное обучение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/499076403.

3. Конституция РФ. – М.: Изд-во АСТ, 2018. – 32 с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/499076403.

5. Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Реж и м дос т у па: http://docs.cntd.r u/ document/9005389.

6. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/901807664.

7. Административный регламент от 13.05.2014 № 62-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/430564533.

8. Данные Федеральной службы государственной статистики РФ.

9. Данные Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл.

10. Низова Л.М., Андреева Е.А. Профессиональная ориентация как фактор формирования трудовых кадров // Кадровик. – 2017. – № 12. – С. 93–98.

11. Путин В.В. Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газе та. – 2018. – № 46 (7509). – С. 2–3.

Развитие национальной экономики требует подготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, чему предшествует ранняя профориентационная деятельность, включающая взаимодействие школ, университетов, научных коллективов, успешных компаний по наращиванию квалифицированных кадров в стране.

Профессиональная ориентация как важнейшее направление, определяющее сферу профессиональной и трудовой деятельности человека, существует уже более ста лет. Поэтому не случайно основные методы профориентации и необходимость ее проведения обосновываются в исследованиях С.А. Малинина, Э. Шейна, М.А. Бендюкова, И.Л. Соломина, а система профессиональной ориентации в общеобразовательной среде отражена в трудах таких отечественных ученых, как Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.П. Чернявская, Ю.Л. Дубинская.

Правовой основой профессиональной ориентации на международном уровне являются конвенция Международной организации труда № 150 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов», обязывающая государства, ратифицировавшие данный нормативный акт, развивать, разрабатывать, совершенствовать открытые, гибкие и дополняющие политик у и програ ммы формы школьной профессиональной ориентации [1, ст. 1]; рекомендация Международной организации труда № 195 «О развитии людски х ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение», определяющая предоставление детям и молодым людям, еще не вступившим в ряды рабочей силы, основы для выбора вида образования или профессиональной подготовки с учетом их склонностей, способностей и интересов, а также возможностей занятости [2].

На федеральном уровне профессиональная ориентация регламентируется Конституцией Российской Федерации (далее – РФ), определяющей, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [3, ст. 37]; федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», обязывающим органы государственной власти субъектов Российской Федерации организовывать помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации [4, ст. 42]; федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», информирующим о приоритетном праве выпускников общеобразовательных организаций на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования [5, ст. 23]; Трудовым кодексом Российской Федерации, устанавливающим гарантии и компенсации работникам, направленным на профессиональное обучение [6, ст. 187].

Для Цитирования:
Низова Людмила Михайловна, Андреева Екатерина Александровна, Профессиональная ориентация как фактор успешного трудоустройства граждан. Кадровик. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: