Развитие национальной экономики требует подготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, чему предшествует ранняя профориентационная деятельность, включающая взаимодействие школ, университетов, научных коллективов, успешных компаний по наращиванию квалифицированных кадров в стране.
Профессиональная ориентация как важнейшее направление, определяющее сферу профессиональной и трудовой деятельности человека, существует уже более ста лет. Поэтому не случайно основные методы профориентации и необходимость ее проведения обосновываются в исследованиях С.А. Малинина, Э. Шейна, М.А. Бендюкова, И.Л. Соломина, а система профессиональной ориентации в общеобразовательной среде отражена в трудах таких отечественных ученых, как Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.П. Чернявская, Ю.Л. Дубинская.
Правовой основой профессиональной ориентации на международном уровне являются конвенция Международной организации труда № 150 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов», обязывающая государства, ратифицировавшие данный нормативный акт, развивать, разрабатывать, совершенствовать открытые, гибкие и дополняющие политик у и програ ммы формы школьной профессиональной ориентации [1, ст. 1]; рекомендация Международной организации труда № 195 «О развитии людски х ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение», определяющая предоставление детям и молодым людям, еще не вступившим в ряды рабочей силы, основы для выбора вида образования или профессиональной подготовки с учетом их склонностей, способностей и интересов, а также возможностей занятости [2].
На федеральном уровне профессиональная ориентация регламентируется Конституцией Российской Федерации (далее – РФ), определяющей, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [3, ст. 37]; федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», обязывающим органы государственной власти субъектов Российской Федерации организовывать помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации [4, ст. 42]; федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», информирующим о приоритетном праве выпускников общеобразовательных организаций на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования [5, ст. 23]; Трудовым кодексом Российской Федерации, устанавливающим гарантии и компенсации работникам, направленным на профессиональное обучение [6, ст. 187].