В связи с «демографической ямой», образовавшейся в результате резкого снижения рождаемости в 1990-е гг., в России в настоящее время возникла нехватка рабочей силы. Государственные программы поддержки семей и повышения рождаемости рассчитаны на долгосрочный период, поэтому решение насущны х проблем российской экономики возможно только с привлечением трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья. Политическая нестабильность и сложная социально-экономическая ситуация в некоторых странах постсоветского пространства способствуют тому, что молодые люди вынуждены искать работу в Российской Федерации. При этом большинство трудовых мигрантов выполняют низкоквалифицированную работу, не требующую высшего образования, и заняты в тех отраслях экономики, куда граждане РФ идут неохотно: уборка улиц и помещений, торговля, строительство, сфера обслуживания и т. д. Для иностранцев, желающих работать в России, устанавливается значительное число различных ограничений, что не решает проблему, а увеличивает процент нелегальных мигрантов, стимулирует рост неофициального трудоустройства и преступности, в том числе коррупционной направленности.
Трудоустройство иностранных граждан регулируется Конституцией РФ, федеральным законодательством, двусторонними и многосторонними международными договорами. Центральное место в системе регулирования труда иностранных граждан занимают гла ва 50.1 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства», введенная федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ, и федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Следует отметить, что национальное законодательство носит достаточно противоречивый характер: с одной стороны, в общих норма х законодатель старается упростить процедуру оформления трудоустройства иностранных граждан, а с другой – вводится большое количество ограничений.
Так, в соответствии со ст. 3 ТК РФ «каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника».