По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Проблемы подготовки педагогических кадров в регионах России

Лобанова Наталья Анатольевна канд. геогр. наук, доцент кафедры географии, геоэкологии и методики преподавания географии, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400005, Россия, г. Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, д. 27, E-mail: natlob66@yandex.ru
Ступникова Антонина Дмитриевна канд. пед. наук, доцент кафедры географии, геоэкологии и методики преподавания географии, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400005, Россия, г. Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, д. 27, E-mail: Stupnikovaa@mail.ru
Фетисова Наталья Евгеньевна канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики обучения биологии и ландшафтной архитектуры, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400005, Россия, г. Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, д. 27, E-mail: kinton79@mail.ru
Баранова Алла Федоровна канд. экон. наук, доцент кафедры правового и организационного обеспечения бизнес-процедур, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 400026, Россия, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: afbaranova@mail.ru

В статье рассматривается проблема дефицита педагогических кадров в регионах России. Приведен опыт адресной подготовки педагогических кадров, реализуемый в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете. Описана система приоритетного распределения студентов на практику, учитывающая современную социально-образовательную ситуацию в системе образования региона.

Литература:

1. Официальный сайт Минпросвещения России [Электронный ресурс]. — UIRL: https://edu.gov.ru/press/8113/v-2022-23-uchebnom-godu-v-rossiyskie-shkoly-prishli-rabotat-bolee-198-tysyach-pedagogicheskih-rabotnikov?ysclid=lxyes5u ct6430598906 (дата обращения: 10.06.2024).

2. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник / Варламова, Л. М. Гохберг, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. — 132 с.

3. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» // Мониторинг экономики образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — №18. — 44 с.

4. Волгоградская область в цифрах. 2023: краткий сб. / А. И. Чунаков, Е.Л. Алферов, Е. Г. Викторенко и др.; Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. — Волгоград: Волгоградстат, 2024. — 386 с.

5. Индикаторы образования: 2024: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. — 416 с.

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области [Электронный ресурс]. — URL: https://34. rosstat.gov.ru/zp_vo (дата обращения: 10.06.2024).

7. Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям: информационный бюллетень / С. И. Заир-Бек, К. М. Анчиков; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» // Мониторинг экономики образования № 18. — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — № 15 (32). — 44 с.

8. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [Электронный ресурс]. — URL:https://docs.cntd.ru/document/350986401 (дата обращения: 03.06.2024).

В настоящее время проблема подготовки педагогических кадров остается крайне актуальной. По данным Министерства просвещения, в 2022/23 учебном году в школах России не хватало 22 тыс. педагогов — примерно 2% от их общего числа. Дефицит педагогических кадров в большинстве регионов РФ составляет от 1 до 10%, в среднем по стране он — 3,7 %. Нехватка педагогов прослеживается в большинстве регионов России [1].

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2022/23 учебном году программы профессиональной подготовки педагогических кадров осуществлялись в 229 вузах России. Завершили обучение в 2022/23 учебном году по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» 127,7 тыс. человек. В том числе 87,9 тыс. человек — по программам высшего образования и 39,8 тыс. чел. по программам среднего профессионального образования [2].

Численность педагогов организаций, осуществлявших образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, в 2022/2023 учебном году составляла 1079,6 тыс. человек. По данным официальных источников, в школах России 9,8% работающих учителей не имеют педагогического образования, что связано с высокой текучестью кадров, в регионах она колеблется от 4,1 до 14,5% [2].

В последние годы в российских школах растет доля вакантных должностей. В среднем этот показатель составляет 8,5 %. [3]. Более благоприятная ситуация по доле занятых ставок в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, но при этом и текучесть кадров здесь выше.

Численность требуемых работников на вакантные должности в образовании Волгоградской области на конец 2023 г. составляла 668 человек. Принято в течение года 25,9 % от списочной численности. Выбыло в течение года от списочной численности 26,1% [4].

Следующей важной проблемой являются наблюдающиеся гендерные диспропорции по численности занятых учителей. Традиционно профессия учителя в нашей стране остается женской. Доля женщин-учителей в школах составляет 83,8% [3].

Для Цитирования:
Лобанова Наталья Анатольевна, Ступникова Антонина Дмитриевна, Фетисова Наталья Евгеньевна, Баранова Алла Федоровна, Проблемы подготовки педагогических кадров в регионах России. Кадровик. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: