В настоящее время проблема подготовки педагогических кадров остается крайне актуальной. По данным Министерства просвещения, в 2022/23 учебном году в школах России не хватало 22 тыс. педагогов — примерно 2% от их общего числа. Дефицит педагогических кадров в большинстве регионов РФ составляет от 1 до 10%, в среднем по стране он — 3,7 %. Нехватка педагогов прослеживается в большинстве регионов России [1].
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2022/23 учебном году программы профессиональной подготовки педагогических кадров осуществлялись в 229 вузах России. Завершили обучение в 2022/23 учебном году по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» 127,7 тыс. человек. В том числе 87,9 тыс. человек — по программам высшего образования и 39,8 тыс. чел. по программам среднего профессионального образования [2].
Численность педагогов организаций, осуществлявших образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, в 2022/2023 учебном году составляла 1079,6 тыс. человек. По данным официальных источников, в школах России 9,8% работающих учителей не имеют педагогического образования, что связано с высокой текучестью кадров, в регионах она колеблется от 4,1 до 14,5% [2].
В последние годы в российских школах растет доля вакантных должностей. В среднем этот показатель составляет 8,5 %. [3]. Более благоприятная ситуация по доле занятых ставок в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, но при этом и текучесть кадров здесь выше.
Численность требуемых работников на вакантные должности в образовании Волгоградской области на конец 2023 г. составляла 668 человек. Принято в течение года 25,9 % от списочной численности. Выбыло в течение года от списочной численности 26,1% [4].
Следующей важной проблемой являются наблюдающиеся гендерные диспропорции по численности занятых учителей. Традиционно профессия учителя в нашей стране остается женской. Доля женщин-учителей в школах составляет 83,8% [3].