Дагестан издревле славился изделиями художественного ремесла, крупные специализированные центры которого сложились еще в эпоху средневековья. Не зря его называют заповедником народных художественных промыслов (НХП), ставших неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры республики, имеющей ряд особенностей, связанных с природно-климатическими и историческими условиями, хозяйственно-экономическим укладом и этнокультурной спецификой. «Выявление этнотерриториальных различий в традиционных промыслах позволяет говорить о Дагестане как о едином геокультурном пространстве» [10]. Пройдя ряд этапов развития, народные промыслы Страны гор испытали большое влияние арабо-восточной, азербайджанской, грузинской и иранской художественных культур, а в XIX–XXвв.— и российских многонациональных художественных традиций. Дагестанская народная культура (как и народов других субъектов Северо-Кавказского федерального округа — СКФО), впитала в себя духовные ценности Востока и Запада, Севера и Юга, христианства и мусульманства.
Сегодня одна из задач государственных и региональных структур заключается в том, чтобы создать конкурентоспособный имидж СКФО. С развалом СССР культурное пространство СКФО стало сегментироваться на традиционного типа северо-кавказскую культуру (состоящую из многочисленных этнотрадиционных культур) и близкую к ней по ценностной системе исламскую, русскую национальную (включая казачью традиционную культуру), советскую и современную массовую западную культуру. Все они находятся в состоянии латентной и открытой конфликтности [25, с. 164–165]. А три республики — Дагестан, Чечня, Ингушетия — в последние десятилетия приобретают в цивилизационно-культурном отношении все более восточные черты, в которых восстанавливается восточная, исламизированная ментальность, получающая свое отражение и в изделиях НХП. На волне исламофобии значительная часть российского и зарубежного общества накопила критическую массу негативных примеров, связанных с Кавказом, что затрудняет процесс формирования региональной и общероссийской идентичности, а также брендов Дагестана и СКФО, препятствует повышению рейтинга республики в самой России и на мировой арене.