В настоящее время все чаще можно увидеть научные дискуссии касательно дальнейшего пути развития правового регулирования труда в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Как правило, практически никто не ставит под сомнение усиление экономической интеграции, на основании которого исследователи приходят к выводу о необходимости усиления интеграции и в правовом поле, а именно укрепления трудоправовой интеграции. Соответственно, такую интеграцию все чаще облачают в форму унификации или гармонизации.
И.В. Шестерякова под трудоправовой интеграцией понимает «процесс взаимного приспособления трудового законодательства государств на основе международных трудовых норм путем сближения, гармонизации и унификации» [1]. При этом не обосновываются основания отдельного выделения сближения как формы интеграции, поскольку сближение является скорее результатом гармонизации и унификации. Разделяя точку зрения М.В. Лушниковой относительно дифференциации унификации и гармонизации [2], отмечу, что унификация представляет собой такое непосредственное воздействие на законодательство и право, которое приведет к полному их соответствию единому стандарту; гармонизация же предполагает такое воздействие на национальное законодательство и право, благодаря которому достигается единообразие средств и результатов правового регулирования, при этом отличия по общему правилу допускаются в рамках, установленных гармонизирующим субъектом.
Так, развитие трудоправовой интеграции ЕАЭС видится учеными чаще всего как результат гармонизации трудового законодательства государств-членов.
К.Л. Томашевский выделяет следующие пути перспективного развития трудового законодательства в ЕАЭС: заключение или пересмотр региональных меж дународных договоров, взаимный учет (национальная рецепция) законодательного опыта регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений, международно-правовая рецепция через имплементацию в национальное законодательство международных трудовых стандартов, разработка модельного трудового кодекса государств — участников СНГ, принятие принципов трудового законодательства государств — членов ЕАЭС и программы гармонизации трудового законодательства [3].