Дата поступления рукописи в редакцию: 30.06.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 10.07.2023.
Процесс управления доходами базируется на определенном цикле последовательных действий, которые выполняются менеджментом отеля на стратегических, тактических и оперативных уровнях. В данной статье мы рассмотрим, что включает в себя процесс управления доходами.
Трантер, Стюарт-Хилл и Паркер1 выделяют восемь этапов процесса управления доходами: знакомство с клиентами, сегментация рынка, внутренняя оценка предприятия, конкурентный анализ, прогнозирование спроса, анализ каналов сбыта, разработка динамического ценообразования и управление запасами.
Эмексиз М., Гурсой Д. и Икоз О.2 предлагают более комплексную модель управления доходами отелей, которая включает в себя пять элементов: подготовку, анализ спроса и предложения, реализацию стратегий RM, оценку деятельности RM и внесение изменений в стратегию RM и ее дальнейший мониторинг. Основным преимуществом данной модели является фокусировка на качественной оценке, постоянный мониторинг и коррекция выбранной стратегии управления доходами.
С. Иванов и В. Жечев3 выделяют схожую модель процесса управления доходами. Она основывается на 7 этапах и включает в себя: определение целей, сбор данных, анализ, прогнозирование, поиск решений, исполнение и дальнейший контроль.
Рассмотрим данную модель более подробно. Метод управления доходами, как и любой другой процесс, начинается с определения целей деятельности. Команде по управлению доходами необходимо ставить цели по SMART-подходу — технология целеполагания, согласно которой каждая цель должна отвечать пяти определенным критериям: S — specific — конкретная; M — measurable — измеримая; A — achievable — достижимая; R — realistic — реальная; T — timed — определенная во времени4. Пример цели по данному подходу: увеличить среднемесячный показатель ADR на 5% за май 2023 г.