Право работников защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, вытекающее из ст. 45 Конституции РФ, предполагает ряд способов, которые нашли свое отражение в ст. 352 ТК РФ. Первым способом защиты трудовых прав законодатель называет самозащиту. Подобное положение данного способа защиты не кажется случайным. Так, при нарушении трудовых прав работник в первую очередь стремится разрешить данную ситуацию собственными силами, стараясь не усугубить конфликт посредством обращения к правоприменительным государственным органам. Целесообразно себе привести ряд социологических исследований, подтверждающих указанный тезис:
1. Учеными из Кемеровского государственного университета на основе опросов, проведенных исследователями в 2005–2008 гг. среди рабочих предприятий угольной промышленности в городах Кемеровской области и в Центре занятости г. Кемерово, был сделан вывод, что самым предпочтительным способом разрешения рабочего конфликта для работников является самозащита [1]. Также на основе ответов респондентов исследователями делается вывод о неэффективности такой формы самозащиты, как отказ от работы.
2. В 2017 г. Центром социально-политического мониторинга ИОН РАНХИГС [2] был проведен опрос, в котором более половины опрошенных вообще не обращаются за защитой своего нарушенного права, а треть защищают свои права самостоятельно. Примечательно, что в суд предполагают обращаться всего 4,1 % респондентов, а в ГИТ — 5,1%.
3. Заканчивая с социологическими примерами, приведу исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В2018 г. данный центр привел мнение опрошенных по ряду вопросов, посвященных защите трудовых прав [3]. Как следует из исследования, начиная с 2004 г. и вплоть до 2018 г. самостоятельные действия работника, что представляется как самозащита, были самым предпочтительным способом защиты трудовых прав среди работников.
Как можно заключить, основываясь на нескольких социологических исследованиях, самозащита была самым предпочтительным способом защиты трудовых прав среди работников. Подобная тенденция представляется логичной ввиду специфики трудовых отношений, для которых характерны в том числе и переговорные начала. К примеру, на сегодняшний день известные отечественные ученые-трудовики наиболее предпочтительной считают в качестве метода трудового права модель социального партнерства [4], в котором, в свою очередь, усматриваются переговорные элементы. Помимо этого, самостоятельно разрешить проблему работнику представляется выгоднее в контексте экономии денежных средств при инициировании судебного процесса, надежды сохранить комфортные трудовые отношения с работодателем, своей правовой неграмотности, оперативности разрешения ситуации. Также не стоит забывать о наличии правового нигилизма в мышлении работников, о чем более подробно говорят результаты вышеуказанных социологических опросов.