По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338

Проблемное поле конструирования эффективной модели управления по целям в организации на основе KPIs

Калабина Елена Георгиевна д-р экон. наук, профессор кафедры экономики предприятий, Уральский государственный экономический университет, 620130, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62, кв. 657, E-mail: kalabina@usue.ru
Асатурян Карен Гиевич экономист-аналитик, АО Группа «СВЭЛ», 620130, г. Екатеринбург, ул. Черняховского, д. 61, E-mail: karenasaturyan@yandex.ru

В статье исследуются проблемные вопросы применения ключевых показателей эффективности (KPIs) для построения эффективной модели управления по целям в крупной производственной компании. Авторами выявлены четыре основных блока в проблемном поле разработки ключевых показателей эффективности, включая несогласованность показателей и выбор релевантного их набора, информационную несовместимость исходных данных для установления показателей, некорректность процесса сбора и обработки исходных данных, разнородность информационных потоков и организационной структуры компании. Отражены трудности перевода модели управления по целям крупной производственной компании в ключевые показатели эффективности (KPIs) деятельности ее структурных подразделений и персонала.

Литература:

1. KPI: какие ключевые показатели эффективности выбрать и почему // E-xecutive.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.executive.ru/management/practices/1664140-kakie-kpi-vybrat-i-pochemu (дата обращения: 15.07.2018).

2. Ветлужских Е. Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI. — 3-е изд. — М.: ООО «Альпина Паблишер», 2014.

3. Как разработать эффективную систему оплаты труда: примеры из практики российских компаний / Ветлужских Е., Ларина А., Романова А., Петренко Т., Петренко Т. и др. — М.: ООО «Альпина Паблишер», 2016.

4. Клочков А. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов — М.: Эксмо , 2010.

5. Козлова Е.В. KPI как инструмент минимизации оппортунизма персонала // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — №10 (406).

6. Пономарева Н.А., Никитенко А.В., Отверченко Л.Ф. Ключевые и оценочные показатели энергетической компании // Вестник ЮРГТУ (НПИ). — 2017. — №3.

7. Руденко Л.Г., Дегтярь Н.П. Сущность KPI и его роль в управлении предприятием // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2017. — №2 (21).

8. СМАРТ (SMART) — критерии грамотно поставленной цели [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.psychologos.ru/articles/view/smart-SMART---kriterii-gramotno-postavlennoy-celi (дата обращения: 17.07.2018).

9. Трушкова С.В, Зечихина М.С. Внедрение системы KPI в организации // Современное научное знание: теория, методология, практика: сб. науч. статей по материалам V Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. Международный научно-информационный центр «Наукосфера». — Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2018.

Стратегическое управление организацией в рыночной экономике сопряжено с созданием новых менеджериальных инструментов и методов. Не склонная к технологическому и организационному новаторству компания не имеет шансов устойчивого процветания в конкурентной среде [1, 2].

Среди различных моделей управления деятельностью компанией и ее персоналом ключевое место занимает так называемый целевой менеджмент, или управление по целям — management by objectives (MBO), суть которого состоит в том, что система корпоративных целей на каждом уровне управления компанией дополняется индивидуализированными, персонифицированными целями ее структурных подразделений и работников.

Модель управления по целям, как известно, представляет собой метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельности и нахождение способов их достижения (задач, проектов и т.п.).

Отсутствие целеполагания является одним из основных источников возникновения проблем в деятельности компаний, а своеобразным отражением поставленных целей и их достижения — панелью управления (Dashboard panels) — является система ключевых показателей эффективности — key performance indicators (KPIs).

Ключевые показатели эффективности составляют важную часть процесса стратегического управления бизнесом. При этом показатели могут отражать самые разные элементы и оцениваться целями, установленными для всех сотрудников компании, начиная с генерального директора и заканчивая самым низшим звеном линейных сотрудников. Именно для того чтобы определить достижение целей компании и сотрудников, необходимо внедрить KPI как адекватный условиям инструмент для измерения эффективности работы. В то же время инструмент заранее не предполагает корректного пользования, и организация должна научиться правильно внедрять показатели [3, 4].

Конструирование эффективной модели управления по целям в организации на основе KPIs включает постановку целей, установление зависимости целей от ее конкретизации, времени осуществления, субъекта ее постановки, использование самих показателей, их последующее измерение и анализ. Часто в организации случается так, что система KPIs определена и внедрена, но в последующее время оказывается, что она не работает. Система ключевых показателей должна являться неотъемлемой частью стратегического управления компании и отражать те цели, которые организация для себя наметила. Система показателей является гибким и тонким инструментом, который следует постоянно настраивать в процессе конструирования и использования, а полнота системы показателей определяется ее охватом всех работников компании на всех уровнях [5, 6].

Для Цитирования:
Калабина Елена Георгиевна, Асатурян Карен Гиевич, Проблемное поле конструирования эффективной модели управления по целям в организации на основе KPIs. Кадровик. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: