Стратегическое управление организацией в рыночной экономике сопряжено с созданием новых менеджериальных инструментов и методов. Не склонная к технологическому и организационному новаторству компания не имеет шансов устойчивого процветания в конкурентной среде [1, 2].
Среди различных моделей управления деятельностью компанией и ее персоналом ключевое место занимает так называемый целевой менеджмент, или управление по целям — management by objectives (MBO), суть которого состоит в том, что система корпоративных целей на каждом уровне управления компанией дополняется индивидуализированными, персонифицированными целями ее структурных подразделений и работников.
Модель управления по целям, как известно, представляет собой метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельности и нахождение способов их достижения (задач, проектов и т.п.).
Отсутствие целеполагания является одним из основных источников возникновения проблем в деятельности компаний, а своеобразным отражением поставленных целей и их достижения — панелью управления (Dashboard panels) — является система ключевых показателей эффективности — key performance indicators (KPIs).
Ключевые показатели эффективности составляют важную часть процесса стратегического управления бизнесом. При этом показатели могут отражать самые разные элементы и оцениваться целями, установленными для всех сотрудников компании, начиная с генерального директора и заканчивая самым низшим звеном линейных сотрудников. Именно для того чтобы определить достижение целей компании и сотрудников, необходимо внедрить KPI как адекватный условиям инструмент для измерения эффективности работы. В то же время инструмент заранее не предполагает корректного пользования, и организация должна научиться правильно внедрять показатели [3, 4].
Конструирование эффективной модели управления по целям в организации на основе KPIs включает постановку целей, установление зависимости целей от ее конкретизации, времени осуществления, субъекта ее постановки, использование самих показателей, их последующее измерение и анализ. Часто в организации случается так, что система KPIs определена и внедрена, но в последующее время оказывается, что она не работает. Система ключевых показателей должна являться неотъемлемой частью стратегического управления компании и отражать те цели, которые организация для себя наметила. Система показателей является гибким и тонким инструментом, который следует постоянно настраивать в процессе конструирования и использования, а полнота системы показателей определяется ее охватом всех работников компании на всех уровнях [5, 6].