По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336 DOI:10.33920/igt-2-2412-06

Применение государственно-частного партнерства для инфраструктурного развития в контексте устойчивой экономики: опыт Перу

Ф. Селамовски ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, E-mail: filipselamovski@yahoo.com

Развитие инфраструктурного потенциала не только является одним из главных факторов формирования конкурентных преимуществ, повышения общественного благосостояния и качества жизни, но и занимает ключевое место в концепции устойчивой экономики. Однако задача реализации крупных инфраструктурных проектов весьма непроста, особенно в условиях фискальных ограничений в развивающихся странах. В этой связи вопрос применения механизма государственно-частного партнерства для решения национальных стратегических задач приобрел особую значимость. Рассмотренный опыт Перу доказал целесообразность применения данного формата реализации капиталоемких инфраструктурных проектов.

Литература:

1. Сиснерос-Эррера Диего, Лара-Галера Антония, Алькарас Каррильо де Альборнос Висенте, Муньос-Медина. Здания. — 2024. — №14 (1). — С. 230.

2. Национальная комиссия по рынку ценных бумаг Перу: Ferrovial, Acciona и Sacyr построят периферийную кольцевую дорогу Лимы за 3,4 миллиарда долларов США [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cnmv.es/webservices/ verdocumento/ver?t=%7b33f559ad-2522-4cf9-948a-d2af946807ea%7d (дата обращения: 02.11.2024).

3. Верховный указ № 242-2022-EF: Национальный план устойчивой инфраструктуры для повышения конкурентоспособности на 2022–2025 годы [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mef.gob.pe/contenidos/inv_privada/planes/ PNISC_2022_2025_V2.pdf (дата обращения: 01.11.2024).

4. Отчет Global Impact Assets: Перспективы развития инфраструктуры: Перу 2023 [Электронный ресурс]. — URL: https://gia.finance/sites/default/files/ inline-images/Infrastructure%20Outlook%20Peru%202023_v2.pdf (дата обращения: 02.11.2024).

5. Агентство по содействию частным инвестициям Перу (Proinversion): Портфолио проектов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.investinperu.pe/en/ppp (дата обращения: 02.11.2024).

6. Trading Economics: Государственный долг Перу к ВВП [Электронный ресурс].— URL: https://tradingeconomics.com/peru/government-debt-to-gdp (дата обращения: 02.11.2024).

7. Отчет ЮНКТАД: Отчет о мировых инвестициях 2023: Инвестиции в устойчивую энергетику для всех [Электронный ресурс]. — URL: https://unctad.org/system/files/ official-document/wir2023_en.pdf (дата обращения: 01.11.2024).

8. Отчет Всемирного банка: Перу: стратегические действия по обеспечению безопасности в сфере водоснабжения [Электронный ресурс]. — URL: https:// documents1.worldbank.org/curated/en/099060623153520241/pdf/ P1736361229c8108219 82e1e2287df37745.pdf (дата обращения: 01.11.2024).

9. Отчет Всемирного банка: Примечания к политике о привлечении частных инвестиций в инфраструктуру Перу: достижения, проблемы и путь вперед [Электронный ресурс]. — URL: https://documents1.worldbank.org/curated/ en/760411593414019377/pdf/ Policy-Note-on-Attracting-Private-Investment-toInfrastructure-in-Peru-Achievements-Challenges-and-a-Way-Forward.pdf (дата обращения: 02.11.2024).

1. Cisneros-Herrera Diego, Lara-Galera Antonia, Alcaraz Carrillo de Albornos Vicente, Munoz-Medina Belen, Driving Peru’s Road Infrastructure: An Analysis of Public–Private Partnerships, Challenges, and Critical Success Factors, Journal Buildings. 2024, No. 14 (1), p. 230.

2. Comision Nacional del Mercado de Valores de Peru, Ferrovial, Acciona and Sacyr to develop Lima’s Peripheral Ring Road for USD 3.4 billion. Available at: https://www.cnmv. es/webservices/verdocumento/ver?t=%7b33f559ad-2522-4cf9-948a-d2af946807ea%7d (accessed: 02.11.2024).

3. Decreto Supremo № 242-2022-EF: Plan Nacional de Infraestructura Sostenible para la Competitividad 2022 –2025. Available at: https://www.mef.gob.pe/contenidos/ inv_privada/planes/PNISC_2022_2025_V2.pdf (accessed: 01.11.2024).

4. Global Impact Assets report, Infrastructure Outlook: Peru 2023 Available at: https:// gia.finance/sites/default/files/inline-images/Infrastructure%20Outlook%20Peru%202023_ v2.pdf (accessed: 02.11.2024).

5. Private Investment Promotion Agency of Peru (Proinversion), Projects portfolio. Available at: https://www.investinperu.pe/en/ppp (accessed: 02.11.2024).

6. Trading Economics, Peru Government Debt to GDP. Available at: https:// tradingeconomics.com/peru/government-debt-to-gdp (accessed: 02.11.2024).

7. UNCTAD, World Investment Report 2023: Investing in sustainable energy for all. Available at: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2023_en.pdf (accessed: 01.11.2024).

8. World Bank Report, Peru: Strategic Actions toward Water Security. Available at: https://documents1.worldbank.org/curated/en/099060623153520241/pdf/ P1736361229c8 10821982e1e2287df37745.pdf (accessed 01.11.2024).

9. World Bank Report, Policy Note on Attracting Private Investment to Infrastructure in Peru: Achievements, Challenges and a Way Forward. Available at: https://documents1. worldbank.org/curated/en/760411593414019377/pdf/ Policy-Note-on-Attracting-PrivateInvestment-to-Infrastructure-in-Peru-Achievements-Challenges-and-a-Way-Forward.pdf (accessed: 02.11.2024).

Дата поступления рукописи в редакцию: 04.10.2024.

Дата принятия рукописи в печать: 10.10.2024.

Инфраструктурное развитие лежит в самой основе более широкой концепции экономического развития страны и глобальной экономической системы в целом. От транспортных систем до энергетических объектов и сетей водоснабжения и канализации, инфраструктурная система предоставляет услуги, которые позволяют обществу функционировать, а экономике — процветать. Следует подчеркнуть, что инфраструктурное развитие имеет и прямое отношение к повестке устойчивого развития, разработанной Генеральной ассамблей ООН в 2015 г. Например, девятая цель в области устойчивого развития под названием «Индустриализация, инновации и инфраструктура» предполагает развитие качественной и надежной инфраструктуры, шестая цель «Чистая вода и санитария» напрямую относится к развитию сетей водоснабжения и канализации.

Несмотря на глобальные усилия, мировое сообщество далеко от достижения целей устойчивого развития. По данным Комиссии ООН по торговле и развитию, инвестиционный разрыв в развивающихся странах в 2023 г. составил 4 трлн долл. США. Это означает, что развивающиеся страны должны увеличить объемы инвестиций на данную сумму, чтобы приблизиться к целям устойчивого развития. Следует отметить, что по сравнению с 2015 г. инвестиционный разрыв не только не снизился, а напротив, существенно вырос (на примерно 60%) [7]. С другой стороны, Всемирный банк оценивает, что объем необходимых ежегодных инвестиций составляет около 4,5 трлн долл. США. На данный момент упомянутые цифры не достижимы. В большинстве развивающихся стран наблюдается хронический дефицит инвестиционных ресурсов, а ряд глобальных проблем (пандемия, энергетический, продовольственный кризисы и др.) дополнительно усугубил данную проблему, оказав значимое давление на государственный бюджет стран.

Задача (проблема) снижения инвестиционного разрыва затронула и Перу. По данным первого Национального инфраструктурного плана Перу 2019 г. (Peru’s National Infrastructure Plan — PNIC 2019), долгосрочный инфраструктурный инвестиционный разрыв составляет 110 млрд долл. США. Обновленный Национальный план устойчивой инфраструктуры для повышения конкурентоспособности (National Sustainable Infrastructure Plan for Competitiveness — PNISC) на 2022–2025 гг. также подтвердил наличие существенного инфраструктурного инвестиционного разрыва. По данным PNISC, краткосрочный инвестиционный разрыв составляет около 31 млрд, а долгосрочный — около 97 млрд долл. США [3]. В секторальном разрезе около 44% долгосрочного разрыва сосредоточено в транспортном секторе (см. рисунок). За транспортным следуют секторы санитарии (20%), здравоохранения (16), водоснабжения (7) и телекоммуникаций (6%).

Для Цитирования:
Ф. Селамовски, Применение государственно-частного партнерства для инфраструктурного развития в контексте устойчивой экономики: опыт Перу. Гостиничное дело. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: