Дата поступления рукописи в редакцию: 04.10.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 10.10.2024.
Инфраструктурное развитие лежит в самой основе более широкой концепции экономического развития страны и глобальной экономической системы в целом. От транспортных систем до энергетических объектов и сетей водоснабжения и канализации, инфраструктурная система предоставляет услуги, которые позволяют обществу функционировать, а экономике — процветать. Следует подчеркнуть, что инфраструктурное развитие имеет и прямое отношение к повестке устойчивого развития, разработанной Генеральной ассамблей ООН в 2015 г. Например, девятая цель в области устойчивого развития под названием «Индустриализация, инновации и инфраструктура» предполагает развитие качественной и надежной инфраструктуры, шестая цель «Чистая вода и санитария» напрямую относится к развитию сетей водоснабжения и канализации.
Несмотря на глобальные усилия, мировое сообщество далеко от достижения целей устойчивого развития. По данным Комиссии ООН по торговле и развитию, инвестиционный разрыв в развивающихся странах в 2023 г. составил 4 трлн долл. США. Это означает, что развивающиеся страны должны увеличить объемы инвестиций на данную сумму, чтобы приблизиться к целям устойчивого развития. Следует отметить, что по сравнению с 2015 г. инвестиционный разрыв не только не снизился, а напротив, существенно вырос (на примерно 60%) [7]. С другой стороны, Всемирный банк оценивает, что объем необходимых ежегодных инвестиций составляет около 4,5 трлн долл. США. На данный момент упомянутые цифры не достижимы. В большинстве развивающихся стран наблюдается хронический дефицит инвестиционных ресурсов, а ряд глобальных проблем (пандемия, энергетический, продовольственный кризисы и др.) дополнительно усугубил данную проблему, оказав значимое давление на государственный бюджет стран.
Задача (проблема) снижения инвестиционного разрыва затронула и Перу. По данным первого Национального инфраструктурного плана Перу 2019 г. (Peru’s National Infrastructure Plan — PNIC 2019), долгосрочный инфраструктурный инвестиционный разрыв составляет 110 млрд долл. США. Обновленный Национальный план устойчивой инфраструктуры для повышения конкурентоспособности (National Sustainable Infrastructure Plan for Competitiveness — PNISC) на 2022–2025 гг. также подтвердил наличие существенного инфраструктурного инвестиционного разрыва. По данным PNISC, краткосрочный инвестиционный разрыв составляет около 31 млрд, а долгосрочный — около 97 млрд долл. США [3]. В секторальном разрезе около 44% долгосрочного разрыва сосредоточено в транспортном секторе (см. рисунок). За транспортным следуют секторы санитарии (20%), здравоохранения (16), водоснабжения (7) и телекоммуникаций (6%).