Судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность.
Я лишь старался быть на уровне собственной судьбы.
Андрей Сахаров, ученый-физик, «отец» советской водородной бомбы, нобелевский лауреат
Поведение современного лидера обусловлено тремя мотивами:
– Прагматический мотив «вынуждает» лидера выбирать напряженный путь к реализации личного замысла, достижения высокого статуса, качества жизни в собственной интерпретации. Агенты модернизации должны много учиться, трудиться, напрягая здоровье, идти наперекор обычаям.
Человек традиции, наоборот, отвергает возможность инноваций, его трудно убедить в их необходимости и возможности. Идеал успешной жизни для среднестатистического россиянина, пишут историки, скромный и фиксированный доход, здоровье, умеренный труд, жизнь в соответствии с традициями и обычаями, уважение окружающих, «умереть на Родине, успев покаяться».
Мы вступаем в мир, где наибольшей ценностью является свобода маневра, а наибольшим преимуществом – личность. Уничтожение любых рамок, максимальный уход от привычности и канона, объективизация фантазии лидера в бизнесе – единственный залог успеха в XXI веке. Как высказался В. Иноземцев, «самыми успешными народами в наше время обречены быть те, кто имеет самую плохую историческую память», имея ввиду, что модернизационный успех микро-макросистемы возможен как следствие масштабного социального проектирования лидера, не пытающегося реанимировать традиции прошлого и придать им современный дизайн [9].
Похоже «пустота» становится л учшей средой для бизнеса, лучшим местом для социального эксперимента и развития, а виртуальность – важнейшим из конкурентных преимуществ.
Реальность – это не данность, она не пассивна. Ее осозна ние требует активного участия самого человека, лидера, предпринимателя. Именно он должен сделать последний шаг, как-то действовать для того, чтобы возникла действительность. Реализующее поведение лидера предпола гает созда ние конструкции, привнесение в нее смысла и порядка (что очень хорошо выражено библейским наречением, то есть классификацией и упорядочиванием) [3].