«Судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность.
Я лишь старался быть на уровне собственной судьбы»
Андрей Сахаров, ученый-физик, «отец» советской водородной бомбы, Нобелевский лауреат
В одном социологическом опросе эксперты, задавая вопрос руководителям деловых организаций, что могло бы заставить их искать новые конкурентные ниши (голубые океаны) и встать на путь перемен, как правило, получали следующий ответ: либо серьезный кризис, либо чрезвычайно целеустремленный лидер. Предметом нашего анализа выступит феномен лидерства и его роль как архитектора перемен.
Лидер в первую очередь – это личность. В древние времена статусом лидера наделяли личность, «творящую историю». Сегодня концепция лидерства трактуется широко. В некоторой степени лидером может называться любая личность, подтвердившая собственной жизнью статус успешного экономического, политического или социального деятеля в микро- или макросреде [1].
Лидер в первую очередь – это личность.
Поэтому любой субъект, распределяя и приумножая ценности внутри или для человеческого сообщества, становится лидером в той или иной степени. Таким образом, лидеры – это не только исторические личности и герои, меняющие для всех действительность, но и предприниматели малого и среднего бизнеса, фрилансеры и ремесленники, дизайнеры и бизнес-тренеры, модельеры и торговые агенты, журналисты и певцы.
Любой владелец компании, уже создавший бизнес, может в той или иной степени называться лидером, если способен давать новые рабочие места, его бизнес приносит устойчивую прибыль, способствует развитию сферы услуг и направлен на социально-ориентированную или проектно-инновационную деятельность.
Лидер должен быть наделен врожденным талантом организатора, обладать набором профессиональных и личностных компетенций, востребованных группой или обществом, демонстрировать превосходство результатов, полученных в определенном виде деятельности.