Тема стимулирования эффективного труда будет актуальной всегда в силу того, что общественные отношения постоянно развиваются, человек адаптируется к новым условиям существования, меняются его представления, интересы, деятельность. Возможным вариантом создания устойчивой к изменениям системы стимулирования является такой подход, в котором постоянным будет условный «каркас» с зафиксированными принципами, а меняться будет система показателей, метрик, по которым может оцениваться результативность деятельности сотрудника.
Одним из таких подходов является использование системы ключевых показателей эффективности для определения размера, периодичности выплат премиального вознаграждения. Стоит подчеркнуть, что в ней важны не сами показатели, а подходы к их формированию, пересмотру, учету по итогам фактической деятельности работников и стимулированию за достижение.
Ключевые показатели эффективности (КПЭ) — это данные, характеризующие цели деятельности подразделения и позволяющие измерять степень их достижения. У каждого подразделения они свои, вместе с тем существуют базовые универсальные для компании показатели, которые также являются целевыми для всех работников. Вся эта совокупность показателей может быть упорядочена и представлена в виде системы КПЭ всей организации [1]. Для того чтобы она работала, необходимо институциональное закрепление в виде регламентов, подразделения, которое курирует планирование, сбор, мониторинг и управление КПЭ, механизмов стимулирования за выполнение показателей.
Подобный целевой подход, ориентирующий на выполнение показателей подразделения, в первую очередь необходим для руководителей, которые в своих управленческих решениях и действиях организуют подразделение выполнять КПЭ.
Премирование руководителей осуществляется в целях повышения их заинтересованности в конечных результатах своего труда, материального поощрения за достигнутые результаты деятельности и выполнение показателей бизнес-плана.
Основным условием премирования сотрудников является наличие чистой прибыли, полученной с начала года нарастающим итогом. Чтобы выплачивать премию, у организации должны быть на это средства — об этом должны помнить все сотрудники, что в том числе будет мотивировать их выполнять свою работу эффективно, обеспечивать прибыль для компании.