По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Преимущества и недостатки применения HR-чат-ботов в процессах управления человеческими ресурсами

Рыбанов Александр Александрович доцент, канд. техн. наук, заведующий кафедрой информатики и технологии программирования, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, г. Волжский, E-mail: rybanoff@yandex.ru

Статья посвящена подходу к автоматизации HR-процессов в организации, основанному на использовании HR-чат-ботов. Целью работы является анализ вопросов, связанных с преимуществами и недостатками применения HR-чат-ботов в области автоматизации HR-процессов. Определено понятие «HR-чат-бот». Приведена классификация HR-чат-ботов, оценены их функциональные возможности в повышении эффективности процессов управления человеческими ресурсами. Рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются HR-подразделения при внедрении HR-чат-ботов.

Литература:

1. Анфалова В.А. Использование HR-ботов при подборе персонала // Вуз и реальный бизнес. — 2020. — Т. 1. — С. 6–11.

2. Кирилина К.А., Мясоедова Т.Г. Цифровые технологии в системе управления человеческими ресурсами российских компаний // Успехи в химии и химической технологии. — 2022. — Т. 36. — № 5 (254). — С. 20–22.

3. Лёза Р. В., Фурсова П. В. Робот vs человек — за и против автоматизации HRсферы // Человек. Социум. Общество. — 2020. — № 2. — С. 112–114.

4. Минина В.Н. HR-боты в управлении человеческими ресурсами организации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. — 2019. — Т. 18. — № 3. — С. 400–418.

5. Просвирина Н.В. Особенности автоматизации процесса адаптации персонала в организации // Вестник Академии знаний. — 2020. — № 37 (2). — С. 273–279.

6. Рыбанов А.А. Сравнительный анализ популярности интернет-ресурсов по поиску работы и подбору персонала // Кадровик. — 2020. — № 3. — С. 152–155.

HR-чат-боты — это автоматические агенты, предназначенные для повышения эффективности работы HR-специалистов и основанные на применении искусственного интеллекта [4]. HR-чат-боты, а также диалоговые платформы искусственного интеллекта меняют практику управления персоналом. Эта технология делает их более эффективными и повышает качество обслуживания сотрудников [2].

С января 2020 г. по март 2024 г. количество интернет-запросов в России, связанных с понятием «HR-чат-бот», увеличилось в 1,44 раза (см. рисунок). Наиболее популярные запросы представлена в таблице.

Среди ключевых статистических данных, которые иллюстрируют растущее влияние HR-чат-ботов на рабочем месте, можно отметить следующие:

• 13% HR-команд уже внедрили чат-ботов, виртуальных помощников или приложения машинного обучения.

• 62 % HR-команд предпочитают использовать когнитивные инструменты, такие как чат-боты, для удовлетворения своих личных потребностей в персонале.

• 92 % HR-отделов признают ценность чат-ботов в предоставлении сотрудникам необходимой информации.

• Gartner (www.gartner.com) прогнозирует, что 75 % запросов HR будут обрабатываться ботами или другими диалоговыми платформами искусственного интеллекта.

• Пользовательский опыт работы с чат-ботами настолько безупречен, что 73% кандидатов не смогли распознать, взаимодействуют ли они с ботом.

Карьерные сайты [6], использующие ботов для взаимодействия с соискателями, демонстрируют значительный рост: на 95% больше потенциальных кандидатов, на 13 — кликов по вакансиям, на 40% — заполненных заявлений о приеме на работу.

Боты влияют на различные аспекты управления человеческими ресурсами. Вот лишь несколько примеров использования HR-чатбота для отдела кадров:

• Регистрация льгот: доступ к льготам компании, таким как медицинское страхование и пенсионные планы.

• Адаптация сотрудников: предоставление новым сотрудникам необходимой информации и учебных материалов [5].

• Обучение и развитие: предложения учебных модулей и рекомендации курсов.

Для Цитирования:
Рыбанов Александр Александрович, Преимущества и недостатки применения HR-чат-ботов в процессах управления человеческими ресурсами. Кадровик. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: