Традиционно одной из функций трудового права, имеющих важное социальное значение, является защитная. Стоит отметить, что, по мнению Ю. В. Иванчиной, терминологическое определение данной функции не совсем корректно, и ее стоит понимать как гарантийнообеспечительную [1]. С точки зрения исследователя, гарантийный аспект данной функции направлен на удовлетворение потребности работников в безопасности на рабочем месте [1]. По справедливому замечанию ученого «эффективная реализация гарантийно-обеспечительной функции трудового права, а вместе с тем и реализация социальной функции государства и права будут зависеть от того, насколько государство создаст условия для удовлетворения социально значимых потребностей работника» [1].
Видится, что среди создаваемых государством условий для удовлетворения социально значимых потребностей работника можно выделить способы защиты работниками трудовых прав, указанные в ст. 352 ТК РФ. Так, государство предоставляет возможность работникам защищать принадлежащие им права как юрисдикционными, так и неюрисдикционными способами. Для того чтобы реализация гарантийно-обеспечительной функции трудового права была эффективной, указанные способы должны быть лишены дефектов, позволяя работникам их успешно реализовывать.
Представляется, что на сегодняшний день гарантийно-обеспечительная функция трудового права не может надлежащим образом реализовываться, так как несовершенны способы защиты прав работников и, в частности, самозащита. Анализируя правовое регулирование и практику применения самозащиты работниками трудовых прав, возникают вопросы, связанные с истоками данного способа защиты и его местом в трудовом праве. В связи с этим стоит рассмотреть проблематику теоретических основ самозащиты работниками трудовых прав.
Научное сообщество понимает самозащиту работниками трудовых прав в едином ключе как самостоятельную законную деятельность работника по защите принадлежащего ему права.
Необходимо начать с правового определения самозащиты. Глава 59 ТК РФ не содержит в себе норм, содержащих легальную дефиницию понятия самозащиты, что является существенным упущением со стороны российского законодателя. Хотя о нормативном закреплении подобного термина ученые говорили уже в конце XX века [2].