По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Правовые и социальные основы ускоренной подготовки кадров

Фирсов Андрей Борисович заместитель генерального директора по персоналу, АО «НИИ ТМ», 195220, Санкт-Петербург, просп. Непокоренных, д. 47, лит. А, E-mail: abfirsov@gmail.com

В статье рассматриваются механизмы, способствующие освоению обучающимися и работниками дополнительных профессиональных компетенций в ускоренном формате. Автор акцентирует внимание на том, что сегодня, в условиях постоянно изменяющегося рынка труда, образовательные организации не успевают реагировать на запросы бизнеса в части подготовки квалифицированных кадров, а программы дополнительного профессионального образования не позволяют обучающимся работать по изучаемому направлению деятельности до получения документа об образовании в учебном заведении. В статье подчеркивается перспективность получения микроквалификаций и микростепеней, которые предоставляют возможность гибким способом осваивать новые трудовые функции в рамках национальной квалификационной системы с возможностью ускоренного выхода на рынок труда.

Литература:

1. Численность населения по отдельным возрастным группам [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/ population/demo/progn3.htm (дата обращения: 22.04.2024).

2. Демографический прогноз до 2035 года // Росстат [Электронный ресурс].— URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 22.04.2024).

3. Письмо Минэкономразвития России от 28.09.2022 № 36804-ПК/Д03и «О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (вместе со «Среднесрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года (Базовый)») / КонсультантПлюс : справ.-прав. сис. // Вестник ценообразования и сметного нормирования.— 2022. — В. 11 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=427764&dst=100001#an2m9IU6h6Cp6uPG2 (дата обращения: 01.05.2024).

4. Цифры: как работодатели оценивают важность диплома о высшем образовании [Электронный ресурс]. — URL: https://skillbox.ru/media/education/ tsifry-kak-rabotodateli-otsenivayut-vazhnost-diploma-o-vysshem-obrazovanii/ (дата обращения: 24.04.2024).

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- (ред. от 22.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.06.2024) / КонсультантПлюс: справ.-прав. сис. // Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=478592&dst=100001#KRs n9IUrjFMTWaL1 (дата обращения: 10.07.2024).

6. Постановление Правительства РФ от 27.04.2024 № 555 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» (вместе с «Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования», «Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета») / КонсультантПлюс: справ.-прав. сис. // Собрание законодательства РФ, 06.05.2024, № 19, ст. 2524 [Электронный ресурс].— URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=475586#vMno9IUilfgN9RpS (дата обращения: 01.05.2024).

7. Поначугин А. В. Сетевое обучение: «за» и «против» // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 148–152.

8. Котляр И. А. Некоторые проблемы использования сетевой формы реализации образовательных программ в образовательных организациях высшего образования // Вестник Томского государственного университета. — 2022. — № 485. — С. 240–244.

9. Котляревская И. В., Илышева М. А., Одинцова Н. Ф. Организация и проведение практик: учебно-методическое пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 92 с.

10. Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 (ред. от 18.11.2020) «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся») (Зарег. в Минюсте России 11.09.2020 № 59778) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110053 (дата обращения: 10.06.2024).

11. Качалов В. В. Дополнительное профессиональное образование: понятие, особенности, виды // Вестник экономической безопасности. — № 1. — С. 318–322.

12. Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет" (вместе с "Положением о проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет"»)// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс].— URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203180005 (дата обращения: 18.03.2024).

13. Киреева Э. Ф. Профессионалитет: модернизация системы среднего профессионального образования / Э. Ф. Киреева, Н. К. Чапаев // Педагогический журнал Башкортостана. — 2022. — № 4 (98). — С. 65–75.

14. Серова К. Г. Майнор как инновационный способ проектирования индивидуальной образовательной траектории студента в вузе / Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина [Электронный ресурс].— URL: https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2023/lichn_i_prof_razv_bud_ special/2/Serova.pdf (дата обращения: 22.12.2023).

15. Янкевич С. В., Княгинина Н. В., Пучков Е. В. Кастомизация российского высшего образования через систему микростепеней / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 40 с.

16. eCampusOntario [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ecampusontario.ca/about/ (дата обращения: 10.06.2024).

17. BloomBoard [Электронный ресурс]. — URL: https://bloomboard.com (дата обращения: 10.06.2024).

18. Малазийское квалификационное агентство (Malaysian Qualification Agency) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mqa.gov.my/new/index. cfm#gsc.tab=0 (дата обращения: 10.06.2024).

19. Курдюмова М. Н. Микроквалификации — невостребованное сокровище // Новые технологии оценки качества образования: Сборник материалов XVIII Общероссийского с международным участием Форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования. — М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2023. — С. 101–106.

20. Приказ Минобрнауки России от 27.07.2021 № 670 (ред. от 22.02.2023) «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации, приложений к ним и их дубликатов» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2021 № 64759) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108250039 (дата обращения: 18.05.2024).

21. Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 № 1076 (ред. от 16.11.2023) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 № 59805) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202009140014 (дата обращения: 18.05.2024).

Решение кадровых вопросов всегда было приоритетной задачей для бизнеса и общества, и они стали еще более явными в настоящее время в связи со снижением количества трудоспособного населения [1]. Предпосылками к этому являются снижение численности населения России в целом, обострение геополитической ситуации в мире, миграция населения, последствия пандемии, развитие отдельных отраслей экономической деятельности, популяризация индивидуального предпринимательства, самозанятости и др.

Одним из факторов, способствующих развитию проблемы, является демографическая яма, возникшая еще в 90-х гг. ХХ века. По прогнозам Росстата, до 2035 г. отрицательная динамика роста населения сохранится [2]. Данное обстоятельство обусловливает нехватку работников трудоспособного возраста, что приводит к увеличению конкуренции за квалифицированный персонал и возможному снижению производительности бизнеса. Пенсионная реформа лишь частично решает проблему дефицита на рынке труда за счет увеличения пенсионного возраста. По последним данным Росстата и Минэкономразвития, к 2030 г. рынок покинут около 7–8 млн человек, а придет около 7 млн (после окончания высших и средних профессиональных учебных заведений) [3].

В свою очередь, пандемия COVID-19 способствовала развитию таких направлений экономической деятельности, как медицина, IT-сектор, электронные торговые площадки (маркетплейсы), сферы транспортной перевозки, доставки товаров и услуг. Однако если возросший престиж IT-сектора и медицинских услуг требует квалифицированного персонала, то работа в сфере доставок и в маркетплейсах не требует никакого профессионального образования, и спрос на такой персонал продолжает расти, при этом предлагается конкурентоспособная оплата труда. Как следствие, необходимость в профессиональном образовании при поиске работы ставится под сомнение, особенно молодым поколением.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что экономические интересы на рынке труда предвосхищают социальные. Развивая и поддерживая индивидуальное предпринимательство и самозанятость, широко использующие высокооплачиваемый неквалифицированный труд (например, курьеры и др.), государство смещает баланс от социального эффекта в сторону экономического в части рынка труда и занятости населения, что приводит к депопуляризации системы образования в целом. На примере высшего образования 50% работодателей признали важность диплома, но отметили, что он необходим не для каждой профессии. 42 % работодателей подчеркнули, что в текущих реалиях опыт и навыки важнее диплома, и только 8% участников опроса считают диплом о высшем образовании обязательным для всех специальностей [4].

Для Цитирования:
Фирсов Андрей Борисович, Правовые и социальные основы ускоренной подготовки кадров. Кадровик. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: