По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Правовые аспекты обучения работников: современное состояние и перспективы развития

Сапфирова Аполлинария Александровна д-р юрид. наук, доцент, зав. кафедрой земельного, трудового и экологического права, ФБГОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина» г. Краснодар, E-mail: pol499@ yandex.ru
Аракелян Милена Араиковна обучающаяся 2-го курса юридического факультета, ФБГОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина» г. Краснодар, E-mail: milenasarkisan21@ gmail.com

В рамках статьи особое внимание уделяется таким видам обучения работника, как ученический договор, дополнительное профессиональное образование, наставничество, обучение по охране труда. Анализ норм об обучении показал, что, во-первых, правовой основой практически всех видов обучения является Трудовой кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, но особенностью выделяется возможность регулирования процесса обучения конкретного работодателя локальными нормативными актами, восполняя пробелы законодательства. Во-вторых, авторами выделяется обязательное и факультативное обучение по принципу «любое обучение работников осуществляется на добровольной основе, если нормативными правовыми актами не предусмотрено иное». В-третьих, авторами доказывается комплексный характер обучения, ориентированный на сочетание наличия теоретических знаний и приобретения работниками практических навыков. Выделяются дальнейшие перспективы совершенствования процесса обучения работника, в частности важность детализации норм об обучении работника, в одной главе Трудового кодекса РФ не только с целью систематизации обучения, но и для усиления значения данного фактора в деятельности работодателя и в процессе труда работника.

Литература:

1. Шолохов С. А. Система обучения работников: опыт и проблемы в современных условиях / С. А. Шолохов, П. Н. Конышев // Промышленная политика в Российской Федерации. — 2024. — № 10-12. — С. 12–18. EDNGWUBVX.

2. Гореликов А. Россияне готовы тратить до 100 тысяч в год на дополнительное образование [Электронный ресурс]. — URL: http://prosto. rabota.ru/post/rossiyane-gotovy-tratit-do-100-tysyach-v-god-na-dopolnitel-noeobrazovanie/.

3. Дивеева Н. И., Новикова Ю. А. О некоторых проблемах, возникающих при возмещении работником затрат, понесенных работодателем на его обучение // Трудовое право в России и за рубежом. — 2015. — № 3. — С. 24–27.

4. Иванчина Ю. В. Право на образование сквозь призму функций трудового права // Российское право: образование, практика, наука. — 2017. — № 5 (101). — С. 85–92

5. Дударева В.А. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование // Социально-экономический и гуманитарный журнал. — 2020. — № 2 (16). — С. 123–134.

6. Скачкова Г. С. Право работников на профессиональную подготовку как одно из международно-правовых стандартов трудовых прав // Реализация конституционного принципа экономической, политической и социальной солидарности: вопросы теории и практик: Материалы Международной научнопрактической конференции. — М., 2023. — С. 77–83.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.

8. Федеральный закон от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_200485/.

9. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 №2464 (ред. от 12.06.2024) «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» [Электронный ресурс]. — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405174/39aa302952148390181bf722bdead 57784f9ed61/#dst100019.

10. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 №776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_403335/.

11. Штыменко И. А. Наставничество и развитие наставничества как формы обучения персонала в России // Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Екатеринбург, 16–17 февраля 2023 г. — Екатеринбург, 2023. — Ч. 1. — С. 453–458.

Современное общество характеризуется своей изменчивостью и динамичностью, что связано со стремительным развитием информационных технологий, значительно влияющих на все сферы общественной жизни, в том числе на трудовые и иные непосредственно связанные с ними правоотношения, возникающие между работником и работодателем. Это оказывает огромное воздействие на все протекающие трудовые процессы, вследствие чего они требуют пересмотра и актуализации с целью соответствия реальной действительности.

Одним из направлений совершенствования требований к работникам в части качественного выполнения трудовых обязанностей можно выделить обучение работников, в том числе и во исполнение профессиональных стандартов, требований охраны труда, а также в связи с восполнением профессиональных кадров, поддержанием их уровня знаний. Работодателям требуются хорошо подобранные, надежные и стремящиеся к трудовой самореализации личности, и перспективные сотрудники [1, с. 13].

Обучение работников— это ключевой фактор, влияющий на функционирование и дальнейшее развитие каждого работодателя.

В этих условиях необходимость в качественном обучении работников возрастает с каждым годом и становится все более актуальной проблема обеспечения работодателем возможности обучения работников, что, несомненно, является элементом реализации принципа обеспечения равенства возможностей работников без дискриминации на подготовку и дополнительное профессиональное образование.

Обучение работников — это ключевой фактор, влияющий на функционирование и дальнейшее развитие каждого работодателя. Это очень хорошо понимают работники, 76 % из которых хотели бы, по опросам сервисов «Работа.ру» и GeekBrains [2], получить дополнительные знания за счет средств работодателя. Для любого работника обучение является преимуществом в сравнении со знаниями, умениями и навыками других работников, не стремящихся извлечь максимальную пользу от процесса обучения, и преимуществом для работодателя, поскольку наиболее компетентные работники выполняют свою работу более точно, качественно и быстро. К сожалению, не все работодатели, а только 16% из опрошенных готовы финансировать обучение своих работников.

Для Цитирования:
Сапфирова Аполлинария Александровна, Аракелян Милена Араиковна, Правовые аспекты обучения работников: современное состояние и перспективы развития. Кадровик. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: