* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 25-28-00511 [Электронный ресурс]. — URL: https://rscf.ru/project/25-28-00511/.
Четвертая промышленная революция, известная как Индустрия 4.0, кардинально изменила подходы не только к технологическим процессам, но и ко всем сферам жизнедеятельности людей, включая сферу трудовых отношений. Появляются новые, раннее не известные формы занятости населения: краудворкинг, работа по требованию через интернет-приложения т. д. Особое внимание привлекает такая нетипичная форма занятости, как платформенная, представляющая собой модернизированный формат трудовой деятельности, возникший на стыке развития цифровых технологий (в особенности цифровых платформ) и сферы занятости, характеризующийся высокой степенью гибкости и возможностью работать удаленно, что в настоящее время приобретает особую популярность среди населения.
Так, в апреле 2024 г. Институт социальной политики НИУ ВШЭ провел полномасштабное исследование об использовании цифровых платформ занятости, которое показало, что в 2022–2023 гг. в платформенную занятость было вовлечено около 154–435 млн человек по всему миру. Касаемо Российской Федерации, то «общий охват населения в возрасте 18–72 лет платформенной занятостью увеличился с 14,6% в апреле 2022 г. до 16,0% в апреле 2024 г., в том числе регулярной платформенной занятостью — с 3,2 до 3,5 %, а эпизодический — с 11,4 до 12,5%» [1, с. 3].
Несмотря на растущую популярность, многие государства, включая Российскую Федерацию, по сей день осторожно относятся к правовому регулированию платформенной занятости. В одних странах ее смешивают с гражданско-правовыми отношениями, к примеру в Республике Казахстан (далее — РК), в других, в частности в Российской Федерации (далее — РФ) она остается за рамками правового регулирования. Это свидетельствует об актуальности исследования вопросов, касающихся платформенной занятости и ее правового регулирования. Целью настоящего исследования является проведение сравнительно-правового анализа законодательства РК и РФ, на основе которого предполагается выявить их различия и выработать предложения по совершенствованию норм, касающихся работы на онлайн-платформах труда.