По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Правовое регулирование платформенной занятости в Российской Федерации и Республике Казахстан

В настоящем исследовании рассматриваются ключевые аспекты правового регулирования платформенной занятости в Российской Федерации и Республике Казахстан. В условиях стремительного развития платформенной экономики наблюдается резкий рост числа работников, вовлеченных в деятельность на онлайн-платформах труда. Однако, несмотря на это, по сей день в Российской Федерации и Республике Казахстан отсутствует четкая законодательная база, способная в полной мере урегулировать платформенную занятость с учетом всех ее специфических черт. В статье особое внимание уделяется различиям в правовом регулировании цифровых платформ труда в исследуемых государствах, а также анализу зарубежного опыта (Франции, Испании). Сделанные в ходе исследования выводы подчеркивают необходимость разработки отдельного федерального закона «О платформенной занятости» в Российской Федерации, регулирующего занятость на цифровых трудовых платформах, а также пересмотра подходов к регулированию такой занятости в Республике Казахстан с учетом зарубежного опыта.

Литература:

1. Платформенная занятость: динамика развития и социально-экономические эффекты. Ключевые результаты исследования 2024 г. [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. — 2022 [Электронный ресурс]. — URL: 929451267.pdf (дата обращения: 19.03.2025).

2. Мотина Е.В., Томашевский К.Л., Чичина Е.В. Правовое регулирование нетипичных форм занятости в условиях цифровизации и региональной интеграции — Минск: Амалфея, 2024. — 244 с.

3. Nurgaliyeva Е., Baimakhanova А. Problems of legal regulation of platform employment in the Republic of Kazakhstan // Bulletin of L. N. Gumilyov Eurasian National University Law Series. — 2024. — № 146 (1). — P. 49–65.

4. Decent work in the platform economy. Background document for the Meeting of experts on decent work in the platform economy (ILO, Geneva, 10–14 October 2022) // Interrnational Labour Organization. — 2022. — 15 october [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ilo.org/global/topics/non-standardemployment/whatsnew/WCMS_855048/langen/in dex.htm (дата обращения: 18.03.2025).

5. Святенко И. Платформенная занятость должна быть интегрирована в систему трудовых и экономических отношений // Совет Федерации Федерального собрания РФ. — 2024. — 5 апреля [Электронный ресурс]. — URL: http://council.gov.ru/events/news/155295/ (дата обращения: 18.03.2025).

6. Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 7 мая 2020 г. № 2-493/2020 // Actofact [Электронный ресурс]. — URL: https://actofact.ru/case-48RS0003-2-493-2020-2-4490-2019-m-3982-2019-2019-12-16-0-0/ (дата обращения: 19.03.2025).

7. Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 30 мая 2024 г. по делу № 2-1767/2024 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. — URL: https://arbitr.garant.ru/#/document/340610211/ (дата обращения: 19.03.2025).

8. Томашевский К.Л., Чичина Е.В. Правовое регулирование платформенной занятости в России и за рубежом: проблемы и перспективы // Государство и право. — 2024. —№ 12 — C. 101–110.

9. Zhumabayeva A., Nurmagambetov A. Platform employment and the obligation to conclude an employment contract in the Republic of Kazakhstan: issues of theory and practice // Access to Justice in Eastern Europe. — 2023. — № 4 (21). — P. 1–18.

10. Relative au travail, à la modernisation du dialogue social et à la sécurisation des parcours professionnels (1): LOI N° 2016-1088 du 8 août 2016 [Электронный ресурс] // Legifrance [Электронный ресурс]. — URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/article_lc/LEGIARTI000033001022 (дата обращения: 18.03.2025).

11. D’orientation des mobilités: LOI N° 2019–1428 du 24 décembre 2019 // Legifrance [Электронный ресурс]. — URL: https://www.legifrance.gouv.fr/contenu/ (дата обращения: 18.03.2025).

12. Синявская О.В., Бирюкова С.С., Аптекарь А.П., Горват Е.С., Грищенко Н.Б., Гудкова Т.Б., Карева Д. Е. Платформенная занятость: определение и регулирование. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт социальной политики. — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 71 c.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 25-28-00511 [Электронный ресурс]. — URL: https://rscf.ru/project/25-28-00511/.

Четвертая промышленная революция, известная как Индустрия 4.0, кардинально изменила подходы не только к технологическим процессам, но и ко всем сферам жизнедеятельности людей, включая сферу трудовых отношений. Появляются новые, раннее не известные формы занятости населения: краудворкинг, работа по требованию через интернет-приложения т. д. Особое внимание привлекает такая нетипичная форма занятости, как платформенная, представляющая собой модернизированный формат трудовой деятельности, возникший на стыке развития цифровых технологий (в особенности цифровых платформ) и сферы занятости, характеризующийся высокой степенью гибкости и возможностью работать удаленно, что в настоящее время приобретает особую популярность среди населения.

Так, в апреле 2024 г. Институт социальной политики НИУ ВШЭ провел полномасштабное исследование об использовании цифровых платформ занятости, которое показало, что в 2022–2023 гг. в платформенную занятость было вовлечено около 154–435 млн человек по всему миру. Касаемо Российской Федерации, то «общий охват населения в возрасте 18–72 лет платформенной занятостью увеличился с 14,6% в апреле 2022 г. до 16,0% в апреле 2024 г., в том числе регулярной платформенной занятостью — с 3,2 до 3,5 %, а эпизодический — с 11,4 до 12,5%» [1, с. 3].

Несмотря на растущую популярность, многие государства, включая Российскую Федерацию, по сей день осторожно относятся к правовому регулированию платформенной занятости. В одних странах ее смешивают с гражданско-правовыми отношениями, к примеру в Республике Казахстан (далее — РК), в других, в частности в Российской Федерации (далее — РФ) она остается за рамками правового регулирования. Это свидетельствует об актуальности исследования вопросов, касающихся платформенной занятости и ее правового регулирования. Целью настоящего исследования является проведение сравнительно-правового анализа законодательства РК и РФ, на основе которого предполагается выявить их различия и выработать предложения по совершенствованию норм, касающихся работы на онлайн-платформах труда.

Для Цитирования:
Наретя Варвара Петровна, Правовое регулирование платформенной занятости в Российской Федерации и Республике Казахстан. Кадровик. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: