Вопросы правового регулирования прохождения государственной службы в таможенных органах имеют важное теоретическое и практическое значение. Анализируя проблемы правового регулирования государственной службы в таможенных органах, в частности определения административно-правового статуса должностных лиц таможенных органов, следует отметить, что наибольшее внимание в научной литературе уделено исследованию административно-правового статуса сотрудников таможенных органов, так как именно их работа отражает специфику таможенной службы. Однако по количеству должностей категория гражданских служащих таможенных органов является превосходящей и также требует должного внимания со стороны правоведов.
Механизм правового регулирования прохождения государственной службы вышеуказанной категории должностных лиц таможенных органов должен осуществляться прежде всего в рамках реформирования и развития государственной гражданской службы Российской Федерации.
Важные задачи по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы отражены в указе президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», где, в частности, предусматривается создание объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы, формирование кадрового резерва, установление порядка оплаты труда в зависимости от профессиональной служебной деятельности, совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, применение системы комплексной оценки их деятельности и др.
Классный чин гражданской службы — это показатель служебного роста гражданского служащего, степени и уровня его профессиональной подготовленности.
Вместе с тем на сегодняшний день остаются нерешенными проблемы, связанные с дифференциацией по группам должностей в таможенных органах. Например, должности категории «руководители» характеризуются малой дифференциацией, тогда как согласно федеральному закону № 79-ФЗ данная категория подразделяется на три группы: высшую, главную и ведущую. Данная проблема не может не отражаться на правовом статусе гражданских служащих, замещающих вышеуказанные должности, и в данном контексте, по нашему мнению, было бы целесообразным применить единый подход к классификации должностей категории «руководители» с учетом полномочий и специфики их профессиональной деятельности.