В соответствии с Трудовым кодексом РФ труд учителей образовательных учреждений регулируется главой 52 ТК РФ, устанавливающей особенности регулирования труда педагогических работников. Дифференциация правового регулирования труда связана с особым правовым статусом работника, под которым «понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации» (федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»).
С учителями заключаются трудовые договоры, как правило, на неопределенный срок. С целью реализации указа президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» трудовые отношения с педагогами стали оформляться эффективным контрактом (приказ Минтруда России от 26.04.2013 №167н (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»). Трудовая функция работника определяется в соответствии с Единым квалификационным справочником руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), в котором установлены должностные обязанности, знания, умения и требования к квалификации. В профессиональном стандарте (приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”») содержатся требования к квалификации работников.