Конституционное право на охрану здоровья закреплено в ст. 41 Конституции РФ и является общепризнанным социально-экономическим правом, фундаментальную основу которого составляют нормы международных актов: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948); ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН); ст. 11 Европейской социальной хартии (принята в Страсбурге 03.05.1996). Подобные положения содержит и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993).
Анализ указанных актов позволяет сделать вывод, что на международном уровне нет единого определения права на охрану здоровья, в связи с чем различная его интерпретация встречается в национальном законодательстве.
Российский законодатель под охраной здоровья понимает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых различными органами публичной власти, организациями и гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья поддержания долголетней жизни, предоставление медицинской помощи (п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Соответственно, право на охрану здоровья представляет собой совокупность обязанностей, которые государственные органы должны выполнять в интересах граждан. Для реализации этих обязанностей необходимо создавать эффективный механизм обеспечения прав и свобод граждан в сфере охраны здоровья, в том числе путем правого регулирования.
Охрана здоровья в сфере труда — это обязанность государства создавать и развивать законодательство, направленное на защиту жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности.