Одним из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, включающую такой жизненный уровень, который позволял бы ему не только существовать, но и проявлять себя как личность [1]. Обеспечиваться он должен путем установления вознаграж дения за труд без какой бы тo ни былo дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ), что в полной мере соответствует международным стандартам в этой сфере [ст. 23 Всеобщей декларации прав человека; ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ч. 2 ст. 4 Европейской социальной хартии (пересмотренной)].
Приведенные положения Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст.7, ч. 3 ст. 37) и международно-правовых актов нашли свое отражение в абз. 6 ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), в соответствии с которым работники имeют право на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей его достойное существование и его семьи. Указанное свидетельствует о том, что реализация данного права напрямую зависит от таких понятий, как «своевременная», «справедливая» заработная плата и «достойное существование».
Здесь стоит заметить, что большая часть занятого населения страны — наемные работники (около 93 %) [2], для которых заработная плата является основным и зачастую единственным источником средств существования, в связи с чем ст. 130 ТК РФ закрепляет основные государственные гарантии по оплате труда, одной из которых является величина МРОТ.
По данным Росстата, заработную плату, равную МРОТ, получают около 1,2 млн (4,6 %) россиян, а вознаграждение за труд ниже этого значения — порядка 775 тыс. граждан [3], более того, за чертой бедности в России сегодня находятся около 18 млн человек [4], что, на наш взгляд, связано в том числе с правовой неопределенностью содержания понятия «минимальный размер оплаты труда».