По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Право на продвижение по службе: принцип правовой определенности и дискреция представителя нанимателя*

Пресняков Михаил Вячеславович д-р юрид. наук, доцент, профессор кафедры служебного и трудового права, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина — филиал РАНХиГС 410031, г. Саратов, ул. Соборная, д. 23/25, E-mail: presnykov1972@ yandex.ru

Закон о государственной гражданской службе предполагает конкурсный порядок замещения всех должностей, в том числе и в порядке должностного роста, и одновременно закрепляет принцип формирования кадрового резерва на конкурсной основе. Кроме того, закон содержит исчерпывающий перечень исключений из конкурсного порядка замещения должностей, одним из которых является назначение на должность гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве. Это оправданно, поскольку сам кадровый резерв формируется на конкурсной основе. Вместе с тем закон предусматривает возможность зачисления гражданского служащего в кадровый резерв по результатам аттестации, что, по мнению автора статьи, не соответствует принципу правовой определенности, не позволяет в полной мере реализовать право равного доступа к государственной службе, а также не обеспечивает замещение должностей согласно принципу компетентности. Однако потенциал данного закона не реализуется в полной мере, поскольку он содержит ряд неопределенных положений, чрезмерно расширяющих дискрецию представителя нанимателя.

Литература:

1. Кроз М. К. Пределы реализации неимущественных прав граждан в сфере трудовых отношений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 4. С. 71–75.

2. Павловская О. Ю. К вопросу о дискриминации в сфере трудовых правоотношений // Право и экономика. 2013. № 12. С. 45–49.

3. Ноздрачев А. Ф. Государственная служба. М. 1999. 592 c.

4. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2002. 459 с.

5. Ильина Ю. В. Продвижение по службе и повышение квалификации государственных гражданских служащих // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2010. № 2. С. 47–52.

6. Гришковец А. А. Проблемы совершенствования государственной службы в системе МВД России// Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: мат-лы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию доктора юридических наук, профессора В. В. Денисенко. 2016. С.109–116.

7. Пресняков М. В. Конституционное регулирование доступа к государственной гражданской службе: реализация принципов равенства и справедливости. Саратов, 2007.

8. Сушков А. А. Институт кадрового резерва — «скамейка запасных» или эффективный механизм обеспечения служебно-должностного роста // Современное общество и власть. 2018. № 3 (17). С. 266–270.

«В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности»

(Принцип Питера)

Важнейшим элементом правовой определенности государственного служащего является стабильность его правового статуса, которая предполагает не только сохранение приобретенных прав, но и возможность служебного роста на основе предсказуемого правового регулирования. Именно поэтому только на государственной службе прямо закрепляется право на должностной рост или на продвижение по службе. Так, согласно п.10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», одним из основных прав гражданского служащего является право на должностной рост на конкурсной основе. Кроме того, п. 2 той же статьи закрепляет право гражданского служащего на ознакомление, помимо прочего, с условиями должностного роста.

Интересно, что Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вместо этого предусматривает аналогичное, но не тождественное право на продвижение по службе в органах внутренних дел с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и профессионального образования. Идентичные нормы содержатся в других законах, регулирующих отдельные виды государственной службы: Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"»; Федеральный закон от 01.10.2019 №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В пункте 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» закрепляется право на продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации.

Для Цитирования:
Пресняков Михаил Вячеславович, Право на продвижение по службе: принцип правовой определенности и дискреция представителя нанимателя*. Кадровик. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: